Доступ к работе мигрантам открыт?

На модерации Отложенный

Квоты на трудовых мигрантов в России начали действовать в 2008 году. Работодатели определяют количество необходимых им иностранцев в специальных заявках, которые подаются на утверждение в Минздравсоцразвития. При этом ряд профессий освобожден от квот.

В 2008 году квота в 1,8 млн человек была выбрана еще летом, поэтому правительство вынуждено было увеличить ее до 3,4 млн человек. Спад в экономике в 2009 году привел к тому, что на одних производствах рабочие места были сокращены, на других – урезаны зарплаты. Многие гастарбайтеры вынуждены были возвращаться на родину.

Собственно говоря, власти раньше планировали завозить трудовых мигрантов даже еще в больших количествах – до 4 млн в год! Но, как заявил заместитель министра здравоохранения и социального развития Максим Топилин, слова которого приводит РИА «Новости», «квоты на привлечение рабочих из-за рубежа в 2010 году будут сильно сокращены». Первоначально власти планировали установить квоту на 2009 год в 3,97 млн человек. Потом премьер-министр России Владимир Путин велел скорректировать квоты в сторону двукратного уменьшения. После этого квоты сократились еще раз – на 52 тыс. человек. При этом от региональных властей поступали заявки на трудовых мигрантов всего до 1,4 млн человек.

Не так давно КМ.RU уже сообщал о голубой мечте российских либералов: завезти в Россию побольше трудовых мигрантов – неприхотливых, готовых трудиться ненормированный рабочий день за гроши и жить чуть ли не в шалашах. Основным пропагандистом идеи выступал вице-президент «профсоюза олигархов» (т. е., извините, РСПП) Игорь Юргенс. Именно он настаивал на том, что в Россию надо ежегодно завозить по миллиону трудовых мигрантов, чтобы обеспечить ее экономике устойчивое развитие. Однако, как видим, чиновники из российского правительства в своей практической деятельности уже превосходят мечтания российского вице-олигарха.

Любопытно, что тот же Топилин сделал еще одно заявление – что на сегодняшний день российские предприятия официально сообщили о предстоящих увольнениях 450 тыс. человек. Причем это – только официальные данные. Юргенс хоть на словах, но проявлял заботу о российских безработных – предлагал договориться о предоставлении россиянам (за соответствующие политические уступки, конечно) безвизового выезда в Европу на заработки.

Пока, дескать, российскую экономику мигранты не поднимут. Но Топилин, как действующий чиновник, к подобным утопическим мечтаниям не склонен. Уволят – значит, так и нужно для экономики, а денег на пособия по безработице на ближайший год хватит. А что дальше – видно будет, это уже не топилинское дело. И впрямь, ему-то чего волноваться? Такой точно не пропадет.

Ситуацию для КМ.RU комментирует директор Института демографических исследований Игорь Белобородов:

– С позицией Максима Топилина я знаком давно, и должен отметить его постоянство. Когда он еще не занимал никаких государственных постов, он и тогда пропагандировал идеи массового завоза зарубежной рабочей силы, причем находил для этого и социальные, и экономические аргументы. Теперь он проводит ту же линию, будучи замминистра. Сразу хочу отметить, что аргументы и его, и ему подобных носят изначально двуличный посыл – под экономической выгодой они понимают лишь выгоду владельцев крупных хозяйствующих структур и отраслей, причем обычно – с непрозрачной отчетностью. Условно говоря, такие господа получают «вершки» сверхприбыли от ненормированной эксплуатации низкооплачиваемой рабочей силы, невыплаты социальных пособий, а зачастую – и налогов. А «корешки» – в виде социальных, межнациональных, криминальных и прочих проблем – достаются на долю российского социума, и государства тоже. Так что мне непонятно, как на государственной службе можно пропагандировать и реализовывать подобные антиобщественные и антигосударственные идеи.

О какой нехватке рабочей силы нам говорят? У нас в стране – до 8 млн безработных! Дайте работу им! Если их мало, или их качество не устраивает – так давайте привлекать миллионы русскоязычных соотечественников из ближнего зарубежья! Но нет, наших работодателей и чиновников, лоббирующих их интересы, это не устраивает. Они не хотят ни нормальные зарплаты платить, ни социальные обязательства выполнять – поэтому они и заинтересованы в бесправных мигрантах.