Наступление на Байкал продолжается

На модерации Отложенный

 В 1999 году был принят ФЗ «Об охране озера Байкал», который гарантировал повышенную защиту и охрану крупнейшего пресного водоема, включал в себя создание центральной экологической зоны, проведение экологических экспертиз, запрещал вредное производство и застройку береговой линии озера.

Особый правовой статус озера предполагал и установление большей, по сравнению с другими озерами, водоохраной зоны протяженностью до 2,5 км от уреза воды.

14 октября 2009 г. пресс-служба Губернатора и Правительства Иркутской области распространила пресс-релиз, в котором сообщалось, что готовятся изменения в ФЗ «Об охране озера Байкал» и в отдельные законодательные акты РФ. Несмотря на заявленную цель законодательной инициативы, приведение ФЗ «Об охране озера Байкал» в соответствие с Водным и Градостроительным кодексами и ФЗ «Об экологической экспертизе», истинная цель этих изменений – лишить Байкал статуса особо охраняемой территории.

Проект поправок формально преследует благие цели – создание альтернативных производств на промышленной площадке БЦБК, развитие туристической деятельности.

Дмитрий Мезенцев сообщил, что провел переговоры с представителями Российского научного центра «Курчатовский институт» по внедрению на Байкале сверхсовременных технологий по утилизации мусора, которые будут отвечать самым жестким экологическим требованиям. Как можно согласиться с размещением мусороперерабатывающих заводов на берегу озера, оправдывая это пусть даже самыми современными технологиями его утилизации?

В Министерстве природных ресурсов РФ нам не смогли назвать источник обнародования планируемых изменений.

Посетивший в августе 2009 г. озеро Байкал председатель Правительства РФ Владимир Путин дал «зеленый свет» на запуск БЦБК и фактически открыл 2-ой фронт «наступления» на Байкал. Безусловно, нельзя мириться с размещением вредного производства на берегу Байкала.

А как можно терпеть фактическое узаконивание самовольных турбаз, баз отдыха, дач на берегу озера?! Надо сказать, что и сегодня границы водоохранных зон прокуратуры и суды признавать отказываются, находя все новые и новые лазейки для узаконивания грабительских захватов федеральной собственности на побережье водоема. А при лоббировании правительством области таких «законопроектов» у нас вообще подходы к любому берегу Байкала станут платными.

Как можно признать благими цели приведения в соответствие Закона «Об охране озера Байкал» Градостроительному и Водному кодексам, если в данных кодексах пролоббирована возможность капитального строительства опасных для экологии объектов на берегах озера без проведения государственной экологической экспертизы?

Между тем, закон «Об охране озера Байкал» сохраняет необходимость проведения государственной экологической экспертизы в отношении планируемой хозяйственной деятельности, в том числе, и в отношении строительства в зонах туристско-рекреационного типа. Это наиболее приемлемый вариант правового регулирования использования территорий Байкала.

Предполагается, что планируемые поправки не оставят равнодушными общественность Приангарья, с которой, по заверениям пресс-службы Губернатора и Правительства Иркутской области, которая якобы участвовала в обсуждении поправок и выразила свое одобрение.