80 лет назад начался Великий биржевой крах 1929 года
На модерации
Отложенный
Катастрофа не была единовременным событием, а растянулась на несколько дней, получивших названия \"Черный четверг\", \"Черная пятница\", \"Черный понедельник\" и \"Черный вторник\". Котировки начали обваливаться 24 октября в \"Черный четверг\" и продолжали катиться вниз на протяжении целого месяца.
Курс акций вновь достиг докризисного уровня лишь в 1954 году.
Краху предшествовало в Америке десятилетие беспрецедентного процветания и оптимизма. Американцы слушали недавно появившиеся радиоприемники, покупали все больше автомобилей и все чаще отоваривались в кредит.
В 1928 году президент Калвин Кулидж заявил конгрессу в своем послании \"О положении страны\", что у Америки \"никогда еще не было таких приятных перспектив, какие сулит настоящий момент\".
Оптимизм захватывал и биржу. Казалось, что курс акций будет подниматься вечно. Историки любят цитировать экономиста Ирвинга Фишера, заявившего незадолго до краха: \"Цена акций, похоже, достигла перманентно высокого уровня\".
Основания для радужных надежд
Оптимизм, на первый взгляд, был построен не на песке. В период биржевого бума 1924-1929 гг. индекс Доу-Джонса вырос в четыре раза. На тот момент это был самый продолжительный бум в истории. Растущему числу американцев начинало казаться, что вложение денег в акции есть верный путь к обогащению, и они скупали их безоглядно, тратя все свои сбережения и залезая в долг. Растущее их число обзаводились акциями на марже, то есть платили за них лишь небольшую часть цены, а остальное брали у брокера в долг.
К примеру, вкладчик покупал акции на 10 долларов, но платил всего 1 доллар, а остальные 9 долларов ссужал ему брокер.
Изъян этого метода в том, что когда курс акций начинает идти вниз, брокер может предъявить клиенту так называемое маржевое требование, то есть потребовать, чтобы тот немедленно вернул ему всю сумму.
Но пока котировки рвались вверх, соблазн был неодолим. Многие банки принялись покупать акции на деньги своих вкладчиков.
Бум завораживал, и мало кто обращал внимание на признаки приближающейся беды. Упало производство стали, сократилось строительство домов, лопнуло несколько банков, цены на недвижимость достигли пика в 1925 году и с тех пор понижались.
Взлет и падение
Тем не менее, 3 сентября 1929 года котировки достигли рекордной высоты. Доу-Джонс подлетел до 381,17 пунктов, что было на 27% выше, чем годом раньше.
Однако два дня спустя курс акций пошел вниз - сперва почти незаметно, но чем дальше, тем стремительнее. Акции потеряли за месяц 17% своей совокупной стоимости.
Снижение котировок чередовалось их кратковременными взлетами.
Известный экономист Джуд Ванницки впоследствии изучил эти колебания и нашел, что они точно коррелировали с перспективами принятия протекционистского закона Смута-Холи, который дебатировался тогда в конгрессе.
24 октября 1929 года, в \"Черный четверг\", было продано рекордное число акций - 12,9 млн. Биржевой телетайп печатал всего 285 слов в минуту, безнадежно отставал и продолжал стучать еще четыре часа после закрытия биржи.
За его лентой взволнованно следили тысячи людей по всей стране. У здания биржи на Уолл-стрит собралась гигантская толпа. Поползли слухи о том, что разоренные инвесторы выпрыгивают из окон. Слухи не подтвердились, но усилили панику. На вкладчиков посыпались маржевые требования.
Кратковременная передышка
К часу дня несколько видных банкиров решили спасти положение способом, который был применен в 1907 году и успешно прекратил тогдашнюю биржевую панику. Сейчас банкиры объявили, что покупают большое количество акций корпорации US Steel и других крепко стоявших фирм, притом по ценам выше рыночных.
Этот шаг утихомирил панику. Многие инвесторы решили, что раз крупные банкиры вкладывают в акции свои собственные деньги, оснований для беспокойства нет. От акций прекратили избавляться. К концу дня масса людей бросилась скупать акции, дивно к этому времени подешевевшие.
Передышка была замечательная, но кратковременная.
К 28 октября, которое вошло в историю как \"Черный понедельник\", обвал возобновился. Перепуганные инвесторы принялись избавляться от акций, и Доу-Джонс потерял за этот день 13%. Начали обваливаться котировки даже таких столпов экономики, как US Steel и General Electric. Брокеры не успевали записывать транзакции, работали заполночь и спали в своих офисах.
Согласно преданию, на следующий день, в \"Черный вторник\", никто не слышал звон колокола, возвещавшего об открытии торгов на нью-йорской фондовой бирже, потому что его заглушили крики Sell! Sell! За первые полчаса было продано 3 млн акций, вследствие чего еще 2 млн долларов растаяли в воздухе.
К концу дня было продано более 16 млн акций. Это рекорд был побит лишь почти 40 лет спустя, в 1968 году.
В результате краха 1929 года было потеряно 25 млрд долларов, что на сегодняшние деньги составляет около 320 млрд.
Котировки продолжали падать и в последующие недели, пока, наконец, не достигли 13 ноября 1929 года низшей точки. Потом акции начали медленно дорожать. Но через несколько месяцев котировки снова поползли вниз, как и вся американская экономика, вступившая в полосу Великой депрессии, из которой ее окончательно вывела лишь Вторая мировая война.
Комментарии
Сори некогда.