Модернизация \"АвтоВАЗа\": возможно ли это?

На модерации Отложенный

Машиностроение в России на несколько поколений отстало от западного мира. Это касается и менеджмента, и организации производства. Чтобы совершить качественный шаг вперед в этой отрасли мы должны не только пригласить квалифицированных западных управленцев, но и предоставить им возможность устанавливать свои правила, встать у руля.

Скорее всего, это невозможно без того, чтобы они получили статус партнеров. Но в современных условиях эта миссия невыполнима. Отечественные менеджеры упираются изо всех сил, утверждая, что у нас «особый путь», да и иностранцы нас не никогда не поймут. Этот подход – бич наших автопроизводителей, но, увы, в той или иной форме встречается у всех работников промышленности в нашей стране.

Поэтому те иностранцы, которые приходят в Россию, предпочитают создавать производство с нуля, и никогда не занимаются «реконструкцией». Им проще наладить новое производство на новой территории и обучить сотрудников под себя, чем пытаться переучить наших умельцев. Насколько я знаю, когда та же General Motors налаживала сборку моделей Chevrolet на базе «АвтоВАЗа», они ставили условие, что не будут брать людей с «автовазовским» прошлым. Похожие условия ставил Ford, потенциальным сотрудникам которого было достаточно знать английский язык и обладать знаниями в своей области, но ни в коем случае опытом работы в отечественном автопроме. Другой пример – группа Sollers. Когда она купила завод УАЗ, то какое-то время пыталась модернизировать производство, а потом решила налаживать производство собственных внедорожников совершенно в другом месте, не на УАЗе, а на чистой площадке. Хотя казалось бы можно взять обученных людей с завода.

Это серьезная проблема, и если мы будем по-прежнему делать все по-своему, ничего у нас не получится. Да, у «АвтоВАЗа» сейчас грандиозные замыслы. Новая команда управленцев собирается взять в долг у российских банков сотни млн евро, а еще больше – привлечь через Renault-Nissan. Ну и что? Они купят на эти деньги станки, новое оборудование, а дальше надо кардинально пересматривать саму систему работы. Да, мы можем попробовать перетянуть на свою сторону не только иностранный капитал и новые технологии, но и зарубежные методики управления. Например, у того же Opel. Но их надо адаптировать под российскую специфику, а для этого нашим менеджерам надо всерьез учиться у зарубежных партнеров. Это процесс длительный, сложный, но пробовать надо.

«АвтоВАЗ» планирует после модернизации создать отечественный автомобиль, который будет стоить от 210 000 рублей.

Сильно сомневаюсь, что у них это получится. Может быть они собираются «взять масштабом». Да, теоретически это осуществимо, если не только «АвтоВАЗ», но и вся цепочка производителей, связанных с ним, начнет работать по-новому. Ведь мы живем в другом, замкнутом мире, без навыков работы с такими проектами или взаимодействия с поставщиками, которые пребывают в еще более плачевном состоянии, чем сами автопроизводители. В странах-производителях автомобилей процесс производства настолько отлажен, что от создания до выпуска новой модели проходит не более 2 лет, а у нас – лет 10, не меньше. Насколько я знаю, из большого количества производителей комплектующих, единицы хоть как-то приблизились к западному уровню. Им тоже нужна модернизация. Есть ощущение, что желание сделать такой шаг есть. Но опять-таки оно ограничивается тем, что нам надо купить станки и на этом остановиться. А речь идет о кардинальной модернизации целой отрасли. Ведь как работают иностранные компании? Допустим, есть у нас производитель аккумуляторов, который создает их для 5 крупнейших компаний мира. Выпускает аккумуляторы десятками миллионов штук, поэтому они и стоят дешево. «АвтоВАЗу» их нужно значительно меньше, так что удешевить производство за счет масштаба не получается. У нас уже нет иллюзий относительно дешевой рабочей силы, зато есть низкая производительность труда, которая «компенсирует» этот миф. У нас вроде бы дешевая электроэнергия, но тратим мы ее неэффективно и значительно больше.

Наше производство неэффективно, и наши автомобили сейчас дешевы потому, что мы расходуем потенциал, накопленный в советское время. Мы не делаем новых проектов, не проводим модернизации. Я был крайне удивлен, когда узнал, что на самом деле годовой бюджет подразделения, которое занимается разработкой новых автомобилей, был более $500 млн. Это была иллюзия, что мы не можем создать новую модель из-за нехватки средств. Деньги были, но расходовали их абсолютно неэффективно. И это еще мягко сказано. Они просто не могли создать новый автомобиль, не было ни знаний, ни технологий. Яркое доказательство того, что мы безнадежно отстали. И едва ли мы совершим прорыв за 3 – 4 года. Тем более в условиях кризиса и с такой национальной гордостью. Может быть и надо отдать тот же «АвтоВАЗ» иностранному заводу в концессию лет на 20 и сказать, что либо мы целиком отдаем его, либо со временем выкупим назад. «АвтоВАЗ» сам по себе – импортированное производство, купленное под ключ у итальянцев. Но, кажется, мы уже давно об этом забыли.