В Йемене вода ценится на вес золота
На модерации
Отложенный
Незавидную участь первой в мире страны, в которой вообще закончится пресная вода, предрекают сегодня специалисты Йемену. Уже сегодня на дорогах этой страны, расположенной на юге Аравийского полуострова, можно увидеть цистерны, охраняемые вооруженными людьми. Вода здесь ценится на вес золота, поэтому защищают ее с АКМ в руках.
И независимые, и правительственные специалисты сходятся в одном: в двухмиллионной Сане, столице Йемена, при нынешних темпах потребления воды и росте населения города (он один из самых высоких в мире – 3,46% в 2008 году) вода закончится не позднее, чем через 10 лет. В остальных районах положение не лучше. В Таизе, на юго-западе страны, воду дают раз в полтора месяца, а в горном районе Малхан, что на севере, женщины и дети вынуждены подниматься на 1,5 тыс. метров в горы к источникам. Там огромные очереди, поэтому выходить приходится еще затемно.
В год на каждого йеменца в среднем приходится 100–200 кубометров воды. В ООН порогом бедности считают потребление на уровне 1 тыс. кубов на человека за 12 месяцев. Грунтовые воды используются значительно быстрее, чем восстанавливается их уровень. Особенно это заметно все в той же Сане, где уровень грунтовых вод еще несколько десятилетий назад находился на глубине 20 метров, а сейчас понизился до 200. Неудивительно, что отличительная черта йеменской столицы – емкости для сбора дождевой воды, которые можно увидеть на крышах большинства зданий. Покупать воду из цистерн могут себе позволить лишь обеспеченные граждане. Остальным приходится полагаться на доброту соседей, редкие дожди или идти на преступления.
Недельный запас воды для семьи из трех человек стоит 3 тыс. риалов (15 долларов). В месяц живительная влага «съедает» нередко свыше половины семейного бюджета. Многие йеменцы в отчаянии нарушают закон и роют колодцы, но это как в прямом, так и в переносном смысле слова только углубляет проблему.
«Если власти в ближайшем будущем не найдут какой-нибудь выход, то из сельских местностей люди устремятся в большие города и начнут строить там трущобы, – предупреждает Хосни Хордагуи, руководитель отдела распределения воды в арабских странах в рамках Программы развития ООН. – Это приведет к росту преступности, насилия, начнутся эпидемии венерических заболеваний и многое другое. Такое положение окажется на руку фанатикам, которые будут пополнять свои ряды за счет тысяч недовольных».
Конечно, йеменцы не первое тысячелетие живут при водном дефиците. Достаточно вспомнить, что испокон веков племена воевали за вади – сухие русла рек или речные долины, которые во время редких дождей наполняются водой. Проблему усугубляет любовь местного населения к кату – слабому наркотическому веществу, содержащемуся в листьях одноименного растения, которое ежедневно жуют до 75% местных мужчин. На выращивание катов, зачастую единственных растений в выжженных солнцем районах, уходит до 40% всей воды в стране. «Если мы будем продолжать тратить на кат столько же воды, сколько сейчас, то Сана останется без влаги уже через 10–15 лет», – подсчитал Хишам Шараф, заместитель министра планирования Йемена.
Правительство страны, конечно, не сидит сложа руки и пытается найти решение. Сейчас специалисты просчитывают строительство крупного завода для опреснения морской воды, но это слишком дорогой проект, и к тому же он может запоздать. Есть еще один выход, но он не пользуется популярностью у йеменцев. Значительно сократить потребление воды можно за счет снижения сельскохозяйственного производства, а продовольствие закупать за границей.
Комментарии
Незавидная перспектива рисуется.