Ядерное досье Ирана. Почти провал
На модерации
Отложенный
Проект заключительного соглашения по переговорам по иранскому ядерному топливу передан для окончательного одобрения Ирану, Франции, России и США – основным фигурантам трехдневных дискуссий. Ожидается, что завтра документ будет готов. Об этом сообщил сегодня глава МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадэи.
Итоговое коммюнике будет обнародовано лишь после получения одобрения всеми участниками переговоров. Однако, согласно сообщениям иранских СМИ, которые ссылаются на осведомленный источник в делегации Ирана, в ходе переговоров было достигнуто лишь согласие «провести более широкие изучения, связанные с тематикой данных переговоров, которые сконцентрированы на исследованиях дополнительных объектов, узлов контроля и электроники» реакторов ИРИ. Практически это означает провал переговоров, потому что не удалось достичь договоренности [1] о дообогащении иранского урана, как предполагалось ранее. В то же время пролонгированный формат переговоров с ИРИ до поры – до времени может устраивать мировое сообщество, так как в определенной мере оттягивает запуск Ираном самостоятельного процесса дообогащения. Российские аналитики, опрошенные «Экспертом Online», уверены, что если в коммюнике действительно идет речь о контроле, то это выгодно всем. Приборы мониторинга нужны для транспарентности, она никому не помешает. Поэтому итоги нынешнего раунда переговоров не следует считать полным провалом. Участники переговоров предвидели трудности в беседах с Тегераном.
Еще вчера глава МАГАТЭ Мохаммед аль-Барадэи надеялся на результат. Как заявил он, подводя итоги встречи во вторник, прогресс имеется, но он оказался не таким скорым, как ожидалось. «Мы все еще надеемся достичь соглашения. Это сложный процесс», — передает иранское Press TV со ссылкой на главу МАГАТЭ.
Майкл Хаммер, спикер от национального комитета по безопасности США, рассказал, что его делегация встретилась с иранской – это была «часть технической дискуссии» в продолжение достигнутых в Женеве 1 октября договоренностей.
Между тем, судя по сообщениям испанского агентства EFE, начало переговоров откладывалось несколько раз. Участники переговоров — Иран, США, Россия, Франция и МАГАТЭ — провели множество двусторонних и трехсторонних встреч, но собраться вместе так и не смогли.
Напомним, в понедельник Иран заявил, что не нуждается в услугах Франции [2] и вообще не намерен избавляться от собственных запасов низкообогащенного урана, а хочет закупать дополнительно высокообогащенный в России.
При этом делегация Франции не покинула зала заседаний, а заявила, что останется на переговорах. Спикер французского МВД Бернард Валеро сообщил AFP, что его страна не намерена отказываться от полноценного участия в дискуссии: «Это встреча экспертов.
В вопросе продажи ядерного топлива существует множество технических параметров». Вместе с тем, дипломатические источники, близкие к переговорам, сообщили, что согласно проекту Барадэи, Франция исключена из списка потенциальных поставщиков урана, что зафиксировано в проекте итогового протокола переговоров в Вене.
Чтобы разрядить ситуацию, глава МАГАТЭ во вторник предложил Ирану заключить договор только с Россией. Этот документ будет регламентировать дообогащение иранского урана российской стороной. Переговоры об изготовлении ТВЭЛов для реакторов ИРИ, технологии производства которых есть у Франции, Москва и Париж проведут без участия Тегерана. В этом суть компромисса, указывают мировые информационные агентства со ссылкой на источники, близкие к переговорам.
Глава МИД ИРИ Манучехр Моттаки призвал мировое сообщество «предоставить Тегерану дополнительные гарантии, что оно не откажется от обещаний способствовать постепенному продвижению Ирана в рамках программы по дообогащению урана». Он указал: «Поведение его собеседников на переговорах свидетельствует о том, что они признают право ИРИ на мирный атом». При этом не исключено, что ИРИ согласится с предложением направлять за границу свой низкообогащенный уран для дальнейшего дообогащения. Между тем, заявил Моттаки, «Иран продолжит обогащение урана, это не связано с покупкой обогащенного урана за рубежом».
Не исключено, что позиция Ирана на переговорах обусловлена тем, что он хочет получить аргументы для усовершенствования своего каскада. Поэтому переговорщики отторговывают новые позиции, а задача мирового сообщества — не дать им этого сделать. Международные собеседники Тегерана не хотят дать иранцам козырь для перестройки предприятий и не позволить тем самым начать обогащение урана. Мир заинтересован в том, чтобы предоставить топливо для гражданского реактора. Если такой договоренности удастся достичь, то Иран будет вынужден предоставить почти весь свой низкообогащенный уран на дообогащенеи за рубеж. Это, правда, лишь тактический дивиденд, потому что Тегеран не останавливает свой каскад, а будет продолжать нарабатывать уран дальше. И восстановит отданные объемы за полтора ближайших года.
Очевидно, что переговорщики от Ирана на ходу меняют условия [3], на которые согласились ранее (дообогащение своего топлива в РФ с последующим производством ТВЭЛов во Франции). Вместе с тем, официального заявления от властей Тегерана, свидетельствующих об отказе от первоначального проекта, не поступало.
Комментарии