Росстат в октябре: клубок противоречий

На модерации Отложенный

Важно не поддаться эйфории, не спутать временное оживление с началом устойчивого роста - похоже, никто на самом деле не знает, как это сделать

«Грустен и весел смотрю я, Росстат, на твои изысканья», - за парафраз, конечно, стоит попросить прощения у пуристов и пушкинистов, зато - все правда. Содержание очередного сборника ежемесячной статистики заслуживает именно такой оценки. С одной стороны, хочется разделить радость чиновников Минфина и Минэкономики по поводу окончания российской рецессии, а с другой - собственный анализ данных Росстата подсказывает, что радость эта может быть изрядно преждевременной.

Впрочем, первый повод для грусти - технический. Мы, наконец, вошли в период, когда принятое Росстатом сравнение с аналогичным периодом прошлого года скорее дезинформирует, а сравнение с прошлым месяцем и раньше давало не много. Кризису уже год, а некоторые показатели начали падать и раньше, теперь приходится сравнивать с уже упавшими уровнями, крайне легко обмануться и увидеть признаки роста там, где есть всего лишь прошлогоднее падение. Надо делать сезонную корректировку данных, что, увы, подразумевает некую степень произвола. Да и вообще анализировать статпоказатели становится много сложнее.

Можно, конечно, довериться расчетам правительственных и независимых экспертов: они, хоть и с некоторым разнобоем, но считают, что в третьем квартале российский ВВП вырос по отношению ко второму на 0,6 - 1% (с учетом пресловутой сезонной очистки). Проверять их расчеты немного смысла. Во-первых, данные Росстата, на которых они основаны, еще могут быть уточнены (и существенно), внимательные наблюдатели не раз свидетельствовали пересмотры, например, динамики промпроизводства или доходов населения на единицы процентов. То есть неплохо бы подождать, пока вместо оперативных данных появятся уточненные, а пока предположить, что если рост и есть, то в пределах ошибки измерений. А во-вторых, признайтесь - вы заметите, например, что содержимое вашего кошелька изменилось на 1%? Или даже зарплата? Профессиональных и полупрофессиональных инвесторов прошу от ответа воздержаться. А даже, если и заметите, то скажется ли это на вашем поведении? Вряд ли, даже если отбросить нашу многолетнюю привычку к жизни при высокой инфляции, один процент - погрешность, которую подавляющее большинство сочтет даже слишком малой.

Но вернемся к свежей статистике. Чем глубже в нее вчитываешься, тем хуже отличаешь радость от грусти. Вот, например, безработица - падает же, причем устойчиво, несколько месяцев подряд. В сентябре она составляла 7,6% экономически активного населения, причем не по оценке, а по результатам обследования. Вопреки большинству прогнозов падает, вопреки ожиданиям осеннего всплеска, вопреки новостям о планируемых и идущих увольнениях и т.д. и т.п. Почему падает - категорически непонятно, даже не хочется строить версий, все равно ни подтвердить, ни опровергнуть их нечем. Зачем предприятиям, столкнувшимся с сокращением сбыта и прибыли, увеличивать занятость? Конечно, ужасно велик соблазн предположить, что что-то не так с измерениями, закрыть сборник Росстата и к нему больше не прикасаться, что было бы совсем грустно (ну, или весело - зависит от личной картины мира).

Поэтому мне проще остановиться на какой-нибудь труднопроверяемой версии: например, что произошло перераспределение на рынке труда, оказались заняты относительно низкооплачиваемые вакансии в первую очередь в бюджетном секторе, кроме того, часть трудовых мигрантов из СНГ была вынуждена уехать домой, а их места (опять же частично) были заняты россиянами. Тоже грустно, если вдуматься - речь идет о не самых привлекательных рабочих местах. Хотя и радостно: высокая мобильность на рынке труда - дополнительный шанс на относительно быстрое оживление экономики.

Вроде бы оживляется промпроизводство. Но происходит это отнюдь не фронтально, а по очень узкому кругу отраслей. И вряд ли устойчиво. Причин тому в том же сборнике можно увидеть несколько. Внутренний спрос сокращается или стагнирует на уровне много или просто ниже прошлогоднего - это видно и по динамике доходов населения, и по обороту розничной торговли, и по инвестициям в основной капитал. При этом, похоже, дополнительный удар подстерегает промпроизводство в сфере строительства: объем работ там плюс-минус стабилизировался, зато, наконец, стал падать ввод жилья. Все закономерно - первые месяцы года вводились дома, заложенные до кризиса, уже год, как новых домов закладывают много меньше, чем раньше - кредиты были дороги и недоступны. А значит, в ближайшем будущем упадет спрос на металл, бетон, кирпич, древесину и далее по списку. Занятость, кстати, на большинстве предприятий, завязанных на строительство, тоже должна снизиться.

Однако никакого апокалипсиса не наблюдается - напротив, напоминая о тучных временах, рубль укрепляется. Выручает на самом деле внешний спрос, а еще точнее - вновь дорожающая нефть. В результате растет торговое сальдо, текущий счет платежного баланса, что и вынуждает ЦБ соглашаться с ростом курса рубля. Для правительства, кстати, грандиозный соблазн - поставить на прежнюю модель привлечения займов и разжигания потребительского бума. Стоит, правда, цене на нефть снизиться, как модель развалится - на сей раз с куда меньшими бюджетными резервами.

Этим картина далеко не исчерпывается - последние данные Росстата дают возможность для чрезвычайно противоречивых интерпретаций. При этом есть все основания ожидать, что в ближайшие месяцы она будет еще более «смазана». Примерно треть расходов бюджета придется на последние месяцы года - огромный «стимулус» скажется не только на показателях инвестиций или (возможно, но еще не факт) потребительских расходах. В ожидании госденег может начать расти, например, кредитование. Или, например, возобновляться запасы предприятий - рост ВВП в результате может формально выглядеть вполне неплохо, но это будет именно что временный рост. Важно не обмануться, не поддаться эйфории, не спутать временное оживление с началом устойчивого роста. Грустно и одновременно весело то, что, похоже, никто на самом деле не знает, как это сделать.