Второе рождение просоветского Голливуда

На модерации Отложенный

Голливудский фильм \"Миссия в Москву\", снятый в 1943 году и с тех пор практически забытый, во вторник вышел в США на DVD и сделался доступным широкой зрительской аудитории.


Просоветская картина, основанная на одноименных мемуарах Джозефа Дэвиса, который был послом США в Москве с 1936 по 1938 год, была сделана по инициативе американского агитпропа, стремившегося улучшить имидж тогдашнего военного союзника.

Друг президента Франклина Рузвельта корпоративный юрист Дэвис, женатый на Марджори Мерриуэзер Пост, самой богатой женщине в Америке, был назначен послом в Советской России за свои заслуги в предвыборной кампании президента.

\"История запомнит вас...\"

Фильм изображает его убежденным сторонником капитализма, но Дэвис быстро проникся симпатией к советским руководителям и называет их в преамбуле к \"Миссии в Москву\" \"самыми непонятыми\" лидерами в истории.

Играющий Дэвиса голливудский актер Уолтер Хьюстон встречается в фильме со Сталиным и заявляет ему, что \"история запомнит вас как великого лидера\". По мнению Дэвиса, подсудимые на московских показательных процессах были виновны в заговоре и действовали по наущению германской и японской разведок.

Согласно фильму, Сталин раньше Запада осознал опасность, которую являл собою нацизм, и заключил пакт с Гитлером из стратегических соображений. Идея была выиграть время, чтобы СССР и Запад подготовились дать отпор Германии. Советское нападение на Финляндию было вызвано желанием спасти ее от Гитлера.
Немецкие солдаты под Ленинградом, 1942 год

Фильм был призван поддержать союзника по борьбе с общим врагом

Насколько известно, правительственный Офис военной информации США не разделял воззрений Дэвиса на советских вождей. Но он считал необходимым пропагандировать Советский Союз, волею судеб оказавшийся на той же стороне, что и американцы. \"Миссия в Москву\" была первой ласточкой перезагрузки отношений с Россией, которую рекомендовали тогда Голливуду в Вашингтоне.

Как говорилось в секретном отзыве Офиса о фильме, \"он будет самым убедительным способом помочь американцам понять своих русских союзников. Авторы сделали все, чтобы показать, что русские и американцы вообще мало отличаются друг от друга. Показано, что русские хорошо питаются и живут в уюте. Это будет сюрпризом для американцев.

Лидеры обеих стран стремятся к миру и предельно честны в своих целях и высказываниях\".

Единственный фильм, о котором сожалели Warner Bros?

Хотя студия Warner Brothers истратила на его \"раскрутку\" огромную по тем временам сумму - четверть миллиона долларов, фильм не имел коммерческого успеха, потерял 600 тысяч долларов и был быстро погребен в архивных недрах. В начале 1950-х годов память о нем кратковременно воскресила \"Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности\", в результате чего его сценарист Ховард Коч попал в голливудский черный список.

Совладелец киностудии Джек Уорнер, вызванный комиссией на ковер, заявлял, что \"Миссия в Москву\" - единственный его фильм, о котором он сожалеет, но оправдывался, что инициатива исходила от самого Рузвельта. Чтобы загладить вину, его студия скоро объявила о начале съемок патриотической картины \"Я работал коммунистом для ФБР\".

Как писал на днях главный кинокритик New York Post Лу Луменик, под Рождество 1942 года Коча срочно вызвали к Гарри и Джеку Уорнерам. Братья сперва похвалили Коча за фильм \"Касабланка\", вышедший на экраны за месяц до этого, а потом заявили ему, что он должен выполнить свой патриотический долг и написать сценарий просоветского пропагандистского фильма, который будет снимать режиссер \"Касабланки\" Майкл Кертис.

Просоветская классика

Кертис, родившийся в Венгрии и снявший там два десятка кинокартин, эмигрировал на Запад после того, как коммунисты, пришедшие к власти в Будапеште, национализировали в 1919 году тамошнюю кинопромышленность. Если он и затаил после этого неприязнь к коммунистам, она не помешала ему талантливо снять \"Миссию в Москву\", притом за считанные месяцы.

Фильм явился родоначальником жанра, породившего в США такие классические просоветские картины, как \"Полярная звезда\", \"Три русских девушки\", \"Мальчик из Сталинграда\" или \"Песнь о России\". Сценарий \"Полярной звезды\" вышел из-под пера прогрессивной писательницы Лиллиан Хеллман, которая так прониклась к Советскому Союзу, что встретила 22 июня 1941 года восклицанием \"Отечество подверглось вторжению!\".

\"Миссия в Москву\" пылилась в кинохранилище до конца 1970-х годов, когда некоммерческий телеканал PBS показал ее в рамках своей ретроспективы пропагандистских фильмов.