Чего ждать после ограничений на спиртное

На модерации Отложенный

В сентябре российский президент Дмитрий Медведев распорядился ввести ограничения на продажу пива и некоторых других алкогольных напитков в рамках новой кампании по борьбе с алкоголизмом в России. Все чаще, однако, звучит вопрос: почему эти ограничения не касаются водки - самого популярного алкогольного напитка в России?

Россия - один из крупнейших в мире потребителей алкоголя на душу населения: средний россиянин выпивает 18 литров спиртного в год, что в два раза превышает максимальный объем, не угрожающий, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, человеческому здоровью.

Как сообщил в сентябре медицинский журнал «Ланцет», половина всех смертей в России - речь идет о людях в возрасте от 15 до 54 лет - вызвана заболеваниями, связанными с алкоголем.

Начав новый виток борьбы с алкоголизмом, президент Медведев объявил о запрете продажи баночного и бутылочного пива, объем тары которого превышает 0,3 литра. Новое правило относится лишь к слабоалкогольным напиткам, не касаясь ни вин, ни водки, ни иных крепких разновидностей спиртного.

По мнению президента исследовательского фонда «Новая Евразия» Андрея Кортунова, этот шаг президента неудивителен: «Такова российская традиция. Практически каждый новый лидер, который приходит к власти в Москве, хочет сделать что-то для решения алкогольной проблемы. Все понимают, что это - национальная проблема, для решения которой надо что-то предпринять».

Некоторые россияне считают, однако, что усилия президента недостаточны.

Москвичка Анна Богуславская хорошо знает ночную жизнь столицы. Она нередко ходит в бары и ночные клубы. По ее мнению, новые ограничения неэффективны: «Я не думаю, что эти меры решат проблему алкоголизма. Просто будут покупать больше бутылок».

Андрей Кортунов также полагает, что уменьшение литража бутылок не снизит количество потребляемого алкоголя, и правительственная кампания по борьбе с пьянством никак не затронет самый корень зла. «Пиво - не единственный алкогольный напиток, в избытке потребляемый россиянами, - отмечает он.

- И, в частности, вот почему: как это ни странно, большая часть производства пива контролируется иностранными компаниями».

Российский пивной рынок - по размеру пятый в мире. Доля датской пивоваренной компании «Карлсберг» составляет 41 процент. Остальное поделено между импортными и отечественными брендами.

Правительство представило проект закона, в соответствии с которым в период с 2010 по 2012 год акциз на пиво в среднем будет увеличен на 50 процентов в год. Это предложение уже отразилось на «Карлсберге», производящем пиво «Балтика» - лидера пивных продаж в России: акции «Карлсберга» недавно упали до четырехнедельного минимума.

По мнению Андрея Кортунова, Кремлю следует прежде всего обратить внимание на сущность проблемы: «Необходимо просвещать население относительно вреда, причиняемого алкоголем. Необходимо строить спортивные и фитнесс центры. Необходимо популяризовать здоровый образ жизни».

В последние месяцы в различных районах Москвы под эгидой правительства был проведен ряд спортивных мероприятий с целью побудить жителей города заниматься спортом вместо распития горячительных напитков.

Двадцатипятилетняя москвичка Светлана Андреева одобряет эту стратегию, констатируя, однако, что она ориентирована только на молодых людей: «Это не решит проблему алкоголизма для 55-летних - ведь их жизнь так скучна».

Впрочем, по мнению Андрея Кортунова, речь идет лишь о первом шаге, и спешить с критикой Медведева не следует. «Однако, - продолжает он, - если это все, что мы можем предложить, то эффективного решения проблемы алкоголизма ожидать не стоит».

Если все-таки доверять урокам истории, Кортунов, возможно, окажется прав. В 1985 году, когда Михаил Горбачев резко ограничил производство вина и крепких напитков и ввел строгий контроль за потреблением алкоголя, это привело лишь к массовому нелегальному производству низкокачественных «подпольных» видов спиртного.