Взятие Казани - христианское дело
На модерации
Отложенный
455 лет назад, 2.10/15.10 1552 г. доблестные Русские войска под водительством Царя Иоанна Грозного после длительного штурма взяли Казань.
В 1552 году успешно закончился «крестовый» поход против казанских татар. Были освобождены многие тысячи христианских пленников, взята Казань, обезпечена безопасность восточных рубежей. «Радуйся, благочестивый Самодержец, - прислал гонца Иоанну князь Михаил Воротынскй, - Казань наша, царь ее в твоих руках; народ истреблен, кои в плену; несметные богатства собраны. Что прикажешь?» «Славить Всевышнего», - ответил Иоанн. Тогда же он обрел прозвище «Грозный» - то есть страшный для иноверцев, врагов и ненавистников России. «Не мочно царю без грозы быти, - писал современный автор. - Как конь под царем без узды, тако и царство без грозы»
Из книги митрополита Иоанна (Снычева)
«Самодержавие Духа»
* * *
Возражая историкам-западникам, утверждавшим о «жестоком империалистическом» характере завоевания Иоанном Грозным Казанского и Астраханского ханств, русский мыслитель И.А. Ильин перечислил все многочисленные и опустошительные нашествия татар на Русь, в том числе и после Куликовской битвы (1380). «Россия стонала под татарским игом 250 лет... Уже в 1382 г. из Сарая (Золотая Орда) явился хан Тохтамыш с войском, сжег и опустошил Москву. В 1395 г. Тамерлан разорил Россию до самого Ельца. В 1408 г. Мурза Егидей разорил Россию, дошел до Москвы, взял выкуп и возобновил уплату дани. В 1439 г. хан Улу-Махмет явился из Казани и разгромил Московскую область; в 1445 г. он явился вновь, громил Московское царство, разбил русских у Суздаля и забрал в плен Великого Князя Василия II Темного. В 1451 г. последовало нашествие Мазовши. В 1472 г. сарайский Ахмет доходил до Алексина, а в 1480 г. до Воротынска. С начала XVI века начинаются набеги крымских татар: они действовали совместно с казанскими татарами, как, например, в 1521 г., когда Россия была опустошена двумя братьями Магмет-Гиреем крымским и Саип-Гиреем казанским. В 1537 г. казанский хан Сафа-Гирей (крымский царевич) опустошил весь восток и северо-восток Московского царства, а именно: Муромскую и Костромскую земли. В 1552 г. Казань опять была в союзе с Крымом, и крымское войско доходило до Тулы.
Так татары громили Московское царство с трех сторон: от Казани, от Сарая и из Крыма. В последний раз Москва была сожжена при Иоанне Грозном в 1571 г. крымским ханом Девлет-Гиреем и обложена Казы-Гиреем в 1591 г. при Федоре Иоанновиче. Татары... убивали в сражениях храбрейших русских воинов, заставляли платить себе дань и подарки и развращали христианскую Россию страхом, привычкою к грабежу и погрому... и всякими дикими обычаями...»
Москва имела все основания считать Казань своим опаснейшим врагом: казанские татары были ближайшими, а потому и наиболее предприимчивыми громилами... Тогдашний полон был явлением жестоким: он вел к пожизненному рабству с правом продажи в другие страны.
По словам летописи: татары русских «куют (в цепи) и по ямам полон хоронят». Тотчас же после завоевания Казань выдала русских пленников;.. 60.000 пленных вернулось из Казани только через Свияжск; и несметное число вернулось на Вятку, Пермь, Вологду. Общее число освобожденных из одной Казани, наверно, доходило до 100.000 человек. Это означает, что татары искореняли Русь не только грабежом, огнем и боевым мечом; они изводили ее и рабством плена...
Царь Иоанн Грозный рассматривал взятие Казани как подлинно христианское дело. Однако первые военные походы против Казани (1547-1548 и 1549-1550 гг.) успеха не принесли. Но Царь не отступал. В 1551 г. началась подготовка к новому походу. По царскому приказу весной 1551 г. в 30 км к западу от Казани у впадения в Волгу р. Свияга в кратчайший срок была построена деревянная крепость - Свияжск.
«Ступайте, дураки, - насмехались над русскими татары, - в свою Русь, напрасно не трудитесь; мы вам не сдадимся; мы и Свияжск отымем!»
Тем временем русские войска обложили Казань и началась затяжная осада. Перед штурмом, в русских полках было велено всем воинам исповедаться и причаститься, сам Государь провел часть ночи со своим духовником. А когда наступило утро штурма, Царь Иоанн приказал не прекращать богослужения даже в разгар битвы: «Если до конца отслушаем службу, то и совершенную милость от Христа получим». И вот раздался мощный взрыв (русские саперы сделали тайный подкоп, в который заложили бочки с порохом), разрушивший ворота и часть стены. Вскоре послышался второй взрыв, еще более сильный. Тогда русские люди, воскликнув: «С нами Бог!» - пошли на приступ. Татары встретили их криком: «Магомет! Все помрем за юрт»! Когда Царь подъехал, на стенах уж развевались русские знамена.
По приказу Царя половина царской дружины сошла с коней; к ней пристали седые, степенные бояре, отроки, окружавшие Царя, и все вместе двинулись к воротам. В своих блестящих доспехах, в светлых шлемах царская дружина врубилась в ряды татар, одержав над ними победу. Таким образом, разбойничье Казанское ханство было ликвидировано.
В память взятия Казани Иоанн Грозный построил в Москве собор Покрова Пресвятой Богородицы.
Следует также отметить, что Православная Русь не знала у себя рабства, даже когда была многажды разоряема и вынуждена платить огромную дань. Поэтому угон в рабство был для русского человека очень тяжел. Тем не менее, побежденным татарам не мстили: они были включены в Московское государство с сохранением их местных обычаев и прав. Татарская знать была приравнена к русскому дворянству. О татарском происхождении принявших православную веру не принято было упоминать; Годунов, например, так даже стал русским Царем. В дальнейшем большинство татар верно служили общему Отечеству, что проявилось уже в их участии на стороне русского ополчения против поляков в Смутное время.
Комментарии
То же делали и чеченцы. В результате Чечня стала анклавом беззакония и бандитизма. И богатыми местными царьками.
Полная власть развращает людей.
Открою карты: эта статья приурочена к знаменательной исторической дате Российского государства. Этого достаточно, чтобы она была опубликована для читателей, уважающих историю своей Родины. Без никаких связей с иностранными обезьянами.
Насчет того, что Православная Русь не знала рабства - Екатерина II первой запретила своим подданным называться рабами. Но русских продолжали продавать оптом и в розницу, а русские крестьянки выкармливали грудью борзых щенков по приказу своих господ.
Отмечу одно личное наблюдение: Татарстанские чиновники не настолько оторваны от своей земли и корней в отличие от Рассеянских-которые уже вообще незнамо кто и уже все там-за бугром и дети их там и дома их там.
Вот это главное отличие(исключения конечо есть).
Вот это и есть критерий :будет ли жить государство ,страна.
Это мы и наблюдаем на постсоветском пространстве.