Утришский дельфинарий - живодерня под прикрытием
На модерации
Отложенный
Все российские телезрители помнят трогательную эпопею о спасении кита Вилли из одноименного фильма. Искренние сцены вызывают восторг и слезы, заставляют сжиматься сердце. Всем детям хочется, чтобы кит спасся и оказался на свободе. Но на самом деле и в неволе животные могут жить комфортно, но лишь при одном условии - если их любят, у них достаточно еды, за ними убирают, ухаживают и своевременно лечат. Именно этого не было у Вилли, именно этого не хватало до не давнего времени и многочисленным черноморским дельфинам-афалинам, белухам, моржам, морским котикам и львам - обитателям всех пяти дельфинариев, входящих в ООО «Утришский дельфинарий».
В 1971 году будущий руководитель компании Лев Мухаметов, именующий себя известным ученым, выдвинул гипотезу о поочередно спящих полушариях мозга у дельфинов. Над его открытием целые десятилетия потешался весь цивилизованный научный мир. Правда, у нас тут, за железным занавесом, он всегда пользовался даровым авторитетом.
Лев Михайлович возглавлял все пять российских дельфинариев: в Москве, в Сочи, Санкт-Петербурге и других городах страны. Изначально это были государственные научные учреждения, Лев Мухаметов прибрал их к рукам в 90-х гг. При нем дельфинарии превратились в «монетные дворы» - наши тренеры вместе с животными начали регулярно выезжать на гастроли в Турцию, Египет, Вьетнам, Саудовскую Аравию и Бахрейн. Все должно было приносить прибыль Льву Мухаметову.
Прикрываясь преданностью науке, Мухаметов десятками отлавливал афалин, белух и при помощи мошеннических схем, а то и контрабандным путем, например, под предлогом вывоза на гастроли, продавал животных за рубеж. Дошло до того, что Олег Митволь, тогда занимавший пост главы природоохранного ведомства, добился полного запрета на продажу белух.
Впрочем, недавний эпизод с выловом белух возле Николаевска-на-Амуре в очередной раз показал, что принципы ведения бизнеса у господина Мухаметова остались прежними: животные - это всего лишь предмет купли-продажи. «Поэтому все животные проданы нашим дочерним структурам», - заявил Лев Мухаметов телеканалу НТВ сразу после того, как недавно был отстранен от руководства ООО «Утришский дельфинарий». Чем не классический вывод активов перед потерей контроля?
Всего «дочерним» структурам было «продано» (в кавычках, поскольку владельцем этих структур является сам Лев Михайлович) 205 животных. В их числе белухи, моржи, северные морские котики и дельфины-афалины. 26 из них были вывезены в Турцию, где сейчас их содержат в антисанитарных условиях под присмотром неопытных тренеров. Кроме того, в гастрольной команде Мухаметова нет ветеринара. «Среди этих животных есть несколько с хроническими заболеваниями, - рассказывает Мария Челышева, которая уже восемь лет работает ветеринаром в «Утришском дельфинарии». - Они нуждаются в постоянном врачебном контроле, им нужно делать анализы, следить за их состоянием». Один день промедления может стоить животному жизни, как это случилось прошлой зимой, когда в Анталии погиб самец белухи по имени Фрегат.
Традиционно всех российских животных в Турции Лев Мухаметович возит из одного шапито в другое в емкостях, которые не годятся ни для перевозки, ни для содержания. Стоит ли говорить, каким стрессом оборачивается для животных каждое такое путешествие?
Главным для Льва Мухаметова было привезти животных и заработать. А где содержать, как обеспечить уход и лечить болезни - это живодеров не волнует. Вот и Льва Мухаметова не волновало.
Ведь создание сколько-нибудь приличных условий стоит денег, причем немалых, а животные - это всего лишь товар, который при необходимости можно легко заменить. Потому украденные животные в Турции постоянно гибли и продолжают гибнуть от инфекций, травм и отравлений. А их трупы обычно просто закапываются втайне от турецкого ветконтроля.
Так случилось и с Фрегатом. Белуха заболела, не ела ничего два дня, но ни тренер, ни администратор дельфинария в Белеке внимания на состояние животного не обратили. Они забили тревогу и позвонили ветеринару только, когда у Фрегата началось сильное кровотечение из-за нарушения свертываемости крови. Спасти белуху уже было нельзя. Причиной смерти прилетевшая из Москвы ветеринар Ирина Розанова, давний соратник и компаньон Мухаметова, назвала сердечно-легочную недостаточность и, не проведя вскрытия, не взяв образцы тканей для анализов, быстро вернулась в столицу.
Ранее из-за халатного отношения погибли еще три российских белухи. Белухи - обитатели северных морей, без вреда для здоровья они могут находиться в воде при температуре не больше 20 С. Их привезли в небольшой турецкий поселок Каш, где поместили в сетевом вольере прямо в море, которое днем нагревается до 34 С. Но и это еще не все: рядом с импровизированным вольером стоял общественный туалет «типа сортира», фекалии из которого стекали прямо в море. Неудивительно, что в таких условиях все животные заразились кишечной палочкой и погибли.
А Ксюша, южный морской лев, умерла от сепсиса. Ее привезли на открытие дельфинария в Анталии. Животное занозило глаз о дощатый помост, и целый месяц тренер не замечал травму. У Ксюши начался гнойный офтальмит, который стал причиной заражения крови. Одновременно с Ксюшей в Анталию привезли и двух белух, которые уже к этому моменту ослабли и отказывались от пищи. «Их держали в Москве в бассейне, где отваливалась плитка, - рассказывает Мария, - а белухи, как пылесосы, все со дна подбирают». Мария достала из желудка одного животного 28 острых фрагментов плитки, и 34 - из желудка другого.
Этих двух белух удалось спасти, однако в 90% случаев животные Льва Мухаметова погибали. «Это страшный человек, который сделал колоссальный бизнес на морских животных, при этом он относится к ним как к расходному материалу», - говорит Мария Челышева.
С «расходниками» у Льва Михайловича проблем никогда не было. Он всегда действовал проверенным методом японских китобоев: китов нельзя убивать в коммерческих целях. Зато можно в научных. Якобы для нужд «Утришского дельфинария» за лето вылавливалось по 25 дельфинов-афалин, исключительно для научных целей. И если животное погибало в каком-либо дельфинарии от побоев или из-за халатности и отсутствия медицинского оборудования, на его место сей же час привозили другого. Многие из отловленных животных, правда, до места назначения не доезжали, ибо погибали в пути от голода.
Сейчас прежняя команда, замучившая до смерти десятки животных, отстранена от руководства компанией «Утришский дельфинарий». И уже наметились перемены к лучшему. К примеру, в московском дельфинарии появилось диагностическое оборудование стоимостью несколько миллионов рублей - ветеринарная служба наконец-то перестала зависеть от других лабораторий и в любое время может сделать анализ крови. Инвестированы миллионы рублей в новые системы водоподготовки. Так что скоро, глядишь, в наших дельфинариях, как и в западных, человек станет настоящим другом дельфину.
Комментарии
Зависит от заказчика материала?