Выборы прошли в суд

На модерации Отложенный

Единый день голосования 11 октября завершился победой "Единой России". Все остальные партии, кроме КПРФ, эти выборы проиграли. Единороссы считают свой успех закономерным. Однако представители оппозиции утверждают, что власти, напуганные кризисом, обеспечили победу ценой беспрецедентного нарушения практически всех норм избирательных законов. Все партии, в том числе и "Единая Россия", намерены судиться по каждому факту нарушений.

Из трех регионов, где прошли выборы депутатов региональных законодательных собраний, лишь два будут иметь многопартийные парламенты. В Тульской областной думе свои фракции создадут "Единая Россия", "Справедливая Россия" и КПРФ. В республиканском госсобрании Марий Эл тоже будет три фракции — "Единая Россия", КПРФ и ЛДПР. Московская же городская дума теперь станет двухпартийной — "Единая Россия" и КПРФ (см. таблицу). На муниципальных выборах, которые прошли в 75 регионах страны, практически повсеместно лидируют единороссы: за них проголосовали от 50 до 70% тех граждан, которые 11 октября дошли до избирательных участков.

То, что ""Единая Россия" победит, было ясно заранее", заявил вчера секретарь президиума генсовета партии Вячеслав Володин. А "когда жизнь становится тяжелая и все риски возрастают", пояснил он, имея в виду кризис, то "люди объединяются вокруг тех сил, которые позитивны и находят решение проблем".

В условиях кризиса "партия власти обычно теряет голоса, а у нас почему-то, наоборот, набирает", заявил "Ъ" секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе Сергей Обухов. Прошедший единый день голосования, по его мнению, доказал, что "законы политологии в России не действуют". Достигается же это за счет того, что власть беззастенчиво и жестко нарушает правила выборов. В Марий Эл, где коммунистам в ходе предвыборной кампании пришлось иметь дело с ОМОНом, господин Обухов отмечает "полное пренебрежение правом и полицейщину". И результата КПРФ там добилась "не с помощью судов, а только потому, что вывела людей на улицу". В Москве "не было никакой публичной дискуссии" и вообще было сделано все, чтобы как можно меньше москвичей знали о том, что предстоят выборы городской думы. "Увы, нам оказалось не по зубам бороться с административным ресурсом, которым были обеспечены выборы",— с сожалением заявил вчера лидер фракции "Справедливая Россия" в Госдуме Николай Левичев, говоря о неудачах своей партии, прежде всего на московских выборах. "Это поражение в боях без правил, где мы стояли против тяжеловесов",— заявил "Ъ" лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин. Лидер фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев тоже заявил "Ъ", что нынешние выборы — "это 100% фальсификации".

Вот только методы фальсификаций с годами становятся все тоньше, пояснил "Ъ" глава Межрегионального объединения избирателей Андрей Бузин. Вбросы бюллетеней на сей раз были не самым масштабным видом нарушения, так как это "тяжелая технология".

Но "при подсчете итогов нарушались практически все нормы", утверждает господин Бузин. В Москве ради обеспечения нужного результата выгоняли с избирательных участков при помощи милиции наблюдателей от оппозиционных партий. В Туле умышленно на несколько часов затягивали начало подсчета. В Марий Эл, как сообщил "Ъ" координатор ассоциации "Голос" в этой республике Сергей Киселев, многие "участковые избиркомов отказывались подписывать протоколы без одобрения территориальных комиссий". "В целях повышения явки" повсеместно использовались "фиктивные, дописанные голоса" тех избирателей, которые не пришли на выборы. Голосование по открепительным талонам практиковалось настолько усиленно, что член Общественной палаты и организатор горячей линии ЦИКа для связи с избирателями Андрей Пржездомский назвал это "вызывающим подозрения".

Словом, в ходу были все методы, наработанные за годы "свободных выборов", заявил "Ъ" политолог Дмитрий Орешкин. Вот только не осталось, на его взгляд, "самих выборов как процесса, который давал бы ясную картину общества". Если по результатам опросов exit poll, проведенных в Москве социологами "вполне лояльного" к власти ВЦИОМа, "Единая Россия" имела 45%, то "те официальные 66 с лишним процентов могли быть достигнуты исключительно благодаря фальсификациям и прочим технологиям достижения нужного итога". По таким итогам, утверждает господин Орешкин, "невозможно понять, каковы же на самом деле настроения в обществе", а это "небезопасно для самой власти".

Ведь власти для ее устойчивости требуется "обратная связь", и "выборы уже перестали эту связь обеспечивать", потому что граждан они практически перестали интересовать, говорит эксперт фонда "Индем" Юрий Коргунюк. В 2005 году (предыдущие выборы в Мосгордуму) люди голосовали исходя из собственного отношения к действующей власти, из собственных идеологических предпочтений и собственного благополучия. В 2007 году (выборы в Госдуму), по словам эксперта, "отпал фактор собственного благополучия". 11 октября люди держали в уме единственный критерий — "за власть или против власти". Потому и партийная система, по оценке господина Коргунюка, "все больше становится похожей на советскую, однопартийную, с соответствующей перспективой" полного исчезновения остальных партий.

О столь мрачной перспективе партии пока не задумываются. КПРФ, "Справедливая Россия" и "Яблоко" намерены не оставить без судебного разбирательства ни единого факта нарушения, допущенного избиркомами в интересах "Единой России". В суд собираются и единороссы. Вячеслав Володин вчера уже сообщил, что его партия в ближайшие дни передаст в ЦИК отчет, в котором зафиксировано 443 случая нарушения закона, которые допустили оппозиционные партии.


ОПРОС: Как вы голосовали на выборах 11 октября?