Налоговики придавили малый бизнес

На модерации Отложенный

Малый бизнес сильнее чем раньше чувствует давление налоговиков. За полгода число бизнесменов, у которых возникают проблемы с ФНС, выросло в 4 раза, подсчитали эксперты организации «ОПОРА России». Налоговой службе приходится искать возможность пополнить сокращенный бюджет, понимают предприниматели.

Давление на малый бизнес со стороны налоговых органов за последние полгода «существенно увеличилось», констатируют эксперты общероссийской предпринимательской организации «ОПОРА России». Они подвели итоги мониторинга отрасли. Мониторинг основан на опросах руководителей 300 малых и средних компаний в 30 регионах России.

По данным мониторинга, примерно 8% предпринимателей почувствовали давление со стороны налоговиков за последние полгода. В марте текущего года этот показатель был на уровне 2%. 14,5% опрошенных отметили случаи противоправных действий со стороны налоговых органов. В сравнении с мартом 2008 года показатель пострадавших от противоправных действий налоговиков вырос на 3,5%. Из этого числа 33% представителей малого бизнеса отмечают, что случаи противоправного действия налоговиков немного участились. 23,8% предпринимателей сталкиваются с такими случаями существенно чаще.

Криминальные структуры не активизировались. Большинство малых бизнесменов (58,3%), испытывающих давление со стороны криминала, признают, что это давление не изменилось. Примерно такой же процент предпринимателей (55%), столкнувшихся со случаями рейдерских захватов, признают, что число захватов не изменилось. За последние три месяца со случаями рейдерских захватов столкнулись 23% опрошенных предпринимателей, констатируют эксперты.

Вице-президент «ОПОРА России» Владислав Корочкин считает, что на результаты опроса могли повлиять субъективные ощущения малых предпринимателей. «В разных регионах это проявляется по-разному. В условиях кризиса налоговые выплаты стали восприниматься больнее. Почти все местные бюджеты просели. Возникает необходимость сбора тех налогов, которые есть, региональных и местных. Соответственно, возникает проблема, когда инспектор приходит и говорит: ты мне друг, но бюджет пополнять тоже нужно», - считает Владислав Корочкин.



«В последние месяцы налоговая служба действительно зачастила», - соглашается директор некоммерческого партнерства «Содействие предпринимателям-арендаторам» Роман Жигульский. «Похоже, что по Москве оказались самые плохие налоги и усилить проверки - это указание сверху», - считает он.

По словам Романа Жигульского, «идет особенно тщательная проверка предприятий на упрощенной схеме налогообложения». «Дело в том, что если предприятие, работающее по упрощенной схеме, сдало убыточный баланс, то оно платит налог всего около 1% с оборота. Сейчас получается так, что налоговая вызывает бухгалтера и его заставляют пересматривать баланс, чтобы была хоть какая-то прибыль», - рассказывает он.

Уменьшение налогового бремени не повлияет на давление со стороны налоговых служб, уверен Роман Жигульский. «Действующий закон о проверках не ставит ограничений. Налоговые могут приходить с одной и той же проверкой практически каждый день», - сетует он.

Председатель правления петербургской Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров уверен, что основная проблема малого бизнеса не в налоговом бремени. «Я бы не ограничивался одной налоговой нагрузкой. Даже начало собственного дела в любом производстве практически невозможно», - говорит Сергей Федоров.

По словам предпринимателя, это связано с проблемами при подключении предприятий к электричеству, с отсутствием квалифицированных кадров и отсутствием кредитования реального сектора экономики. «Вопросы, связанные с налогообложением, даже с административными барьерами на уровне районных администраций вторичны, первично то, что мы должны создавать фундаментальные основы для развития реального сектора экономики. И вот в этом направлении почти ничего не делается», - сетует Сергей Федоров.

Согласно данным опроса, проведенного в августе отраслевым порталом «Альянс Медиа», малый бизнес считает своей проблемой не столько налоги, сколько неофициальные коррупционные поборы. Только 26% опрошенных предпринимателей посчитали налоги высокими.