Примирение с Турцией значит, что РФ потеряет Армению

На модерации Отложенный

Стамбул гяуры нынче славят, а послушные последователи пророка плюются и проклинают. В ночь с пятницы на субботу Турция помирилась со своим злейшим врагом – Арменией. Теперь они восстановят дипломатические отношения, и Турция снимет блокаду с армянской границы. «Позиция Азербайджана по данному вопросу однозначна, – говорится в заявлении азербайджанского МИД от 11 октября. – Турция закрыла границы с Арменией в 1993 году в знак протеста против оккупации азербайджанских территорий со стороны Армении и агрессии по отношению к Азербайджану. Стабилизация отношений между Турцией и Арменией до вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий составляет прямое противоречие с интересами Азербайджана и затмевает дух братских отношений между Азербайджаном и Турцией, построенных на глубоких исторических корнях».

Единокровные и единоверные азербайджанцы – в одной упаковке и тюрки, и мусульмане – жалуются, что их предали ради враждебной христианской Армении, которая ходит по миру и гадит, обвиняя турок и азербайджанцев в геноциде. И при этом ни в самом документе, ни в заявлениях после подписания – ни слова ни о занятом армянами Карабахе, ни о территориальной целостности Азербайджана, ни о том, чтобы отозвать обвинения в геноциде 1915 г. Большая Турция, страна G20, открывает кислород маленькой, бедной, задыхающейся в своем углу Кавказа Армении, и ничего не требует в замен. Блокированная Армения общается с внешним миром, как Западный Берлин, посредством воздушного моста и вдобавок через ненадежные Грузию с Ираном, которые сами вечно на грани то войны, то блокады. Что происходит? Стамбул отрекся от пророка, в нем правду древнего Востока лукавый Запад омрачил?

Может и омрачил, но все это мелочи по сравнению с тем, что творится среди армян. Турки предали братьев – что в общем случается, – а армяне умудрились предать сами себя. Из «Призыва армянской диаспоры по поводу армяно-турецких протоколов». «Дорогие соотечественники! Сегодня исторический момент для всего армянства. Сложившаяся ситуация требует от каждого армянина проявить максимум бдительности и единства. На этот раз мы должны суметь противостоять не только внешнему врагу-преступнику, но и всем силам, которые внутри страны ведут армянскую нацию к расколу... Исходя из наших национальных интересов, мы выражаем свой протест и гнев в связи с антиармянскими шагами президента Армении». Таких заявлений было множество – и на английском, и на французском, и на армянском. А накануне по Еревану ходила в несколько десятков тысяч человек демонстрация против мирных протоколов с Турцией. Антиармянские шаги армянского президента. Мне понравилось. Вот как гяуры бичуют сами себя, никаких янычар не надо.

Теперь, после ратификации протоколов в парламентах, страны обменяются послами, а через два месяца после этого, по идее, разблокируют границу. И правительство Тайипа Эрдогана в Турции и правительство Сержа Саргсяна в Ереване обладают большинством в национальных парламентах, так что несмотря на протесты патриотов с обеих сторон, ратификация не должна сорваться.

Все радовались, возмущались, и забыли по достоинству оценить тот факт, что с армянами активно начало мириться первое в истории исламистское правительство Турции – умеренной исламской партии АК («Справедливости и прогресса»). Не светское и прозападное, каких до того были десятки, а именно исламское – во главе с умеренным исламистом Реджепом Тайпом Эрдоганом при первом в истории Турецкой республики президенте-исламисте Абдулле Гюле, против избрания которого весной 2007 г. на улицы выходили миллионные демонстрации прозападных граждан, а военные чуть не устроили переворот. При том, что последнее до сего дня исламское правительство Турции – оно же последнее правительство Османской империи – как раз и резало армян.

Нам не взять в толк, как это вдруг – исламисты и хорошие? Мы в глубине души все равно боимся ислама. Нам кажется, что из двух возможных турецких правительств – исламского и светского – исламское должно быть непременно злее и агрессивнее. А нет, Турция устроена иначе.

ТУРЕЦКИЙ ПАРАДОКС

Во-первых, мы забываем, что за внешнеполитическим фасадом у всей этой истории есть внутриполитическое измерение. Блокада Армении, вражда с Арменией, поддержка Азербайджана из чувства пантюркистской солидарности, армянские и греческие погромы – всё это дела прежних, антиисламских, светских правительств Турции – хранителей республиканских традиций и политики Ататюрка. Правительств кадровых военных, дипломатов, юристов и профессоров. Ожиревших актрис, журналистов-магнатов, и далее по тексту. Нынешним исламистам, которые у власти с начала двухтысячных, нужно показать, что они этих традиций совсем не хранители. Что они лучше, добрее, честнее, демократичней. Насолить этим самым военным, юристам и модным певцам.

Правящие в Турции умеренные исламисты пошли на гораздо более рискованный шаг, чем мир с армянами. Вражда с армянами – в прошлом: они слабее, они – в некотором смысле проигравшие. Для турок подружиться с ними – как нам, тоже потерявшим свою империю, подружиться с какими-нибудь вредными эстонцами. Да, они нам под конец насолили, ну и что, в принципе мы их били больше. Подружиться с эстонцами, которые тоже обвиняют Россию в геноциде, в принципе не обидно, мы ведь в этом случае собираемся дружить несколько свысока. Именно поэтому эстонцы и др. не принимают от России предложений дружбы. Такой же подвох в турецком предложении дружить чуют армяне. В этой дружбе со стороны Турции есть некоторый оттенок снисходительности, вежливо-пренебрежительный наклон вниз. Ась?

Курды – другое дело. Курды не побеждены. Они портят жизнь современной Турции, они как горцы в России с середине XIX века или как чеченцы в 90-е. И все равно исламское правительство Турции пошло им на встречу гораздо больше, чем любое светское и формально прозападное. Курдское телевещание, курдские газеты и книжные издательства, топонимы по-курдски на дорожных указателях (разрешены с этого лета) – все это мелочи. Под руководством правительственных чиновников с нынешней весны происходит поиск тайных могил, эксгумация и опознание мирных курдов, замученных – кем? Турецкой военщиной. И когда же их замучили? Аман-аман! В девяностые – начале двухтысячных. На эксгумацию зовут европейских журналистов и европейских депутатов. Снимают останки курдов камерами, снимают камерами их родственников, которые турецкую военщину требуют привлечь к ответу.

Это примерно как депутаты Госдумы позовут наблюдателей ПАСЕ и европейских журналистов в Чечню, и начнут перед ними вскрывать тайные могилы замученных федеральными силами, а рядом будут родственники причитать. В принципе для Турции – это то же самое. Контртеррористическая операция, закрытый для иностранцев район, зачистки, гнев в глазах, если иностранец заговорит о том, что надо бы с курдами помягче. «А они знаете как нас режут и взрывают?». Если были в мире в 90-е два похожих конфликта – это наша Чечня и турецкий Курдистан.

И вдруг такой самосуд. Умудрились предать сами себя не хуже армян. Что за приступ национального покаяния? А все тот же. Кто зачищал, кто убивал курдов? Турецкая армия – главный враг исламистов, оплот светского западничества, офицеры – враги платков, бород и мечетей. Так надо их скомпрометировать в глазах западной общественности. Вот они эти генералы-западники, только называется, что западники, а на самом деле – убийцы мирных жителей, гонители национального меньшинства, нарушители прав человека. Да еще и склонные к военным диктатурам и переворотам. Угрожали законно избранному, хоть и слегка религиозному правительству. Чтобы доказать это, турецкие исламистские власти затеяли среди прочего процесс о тайном военном обществе «Эргенекон», по которому раз в месяц арестовывают по паре отставных генералов.

Турция устроена парадоксально. У нее – другая государственная физиология. В Европе демократия и светские ценности – неразлучная пара. В Турции они разошлись. Ревнители западных светских ценностей здесь военные, которым безразлична демократия, потому что она позволяет прийти к власти политическому исламу. Ревнители демократии здесь исламисты, потому что только она позволяет им участвовать в политике и жить и одеваться, как хочется. Этот парадокс привел к тому, что эксгумируют курдов и мирятся с армянами, а до армян – с другими давними врагами греками. Еще в 1996 г. в Турции и Греции после стычек пограничников за спорный остров объявили всеобщую мобилизацию и только вмешательство Клинтона и ЕС предотвратило конфликт. Но после 8 лет правления исламиста Эрдогана отношения между греками и турками хороши, как никогда. А от примирения с греками и выкапывания курдов и до признания армянского геноцида уже не так далеко.

АРМЯНСКИЙ ПАРАДОКС

Хотя геноцид по протоколам все-таки не признали, турецкие патриоты – среди них светские и прозападные – обвиняют правительство в том, что оно предало интересы всемирного тюркизма.

А армянские патриоты, прежде всего – диаспора, обвиняют свое правительство в том, что оно предало интересы всемирного армянства. Это вообще говоря – давний внутриармянский спор. Он восходит к давнему различию в судьбе между западной и восточной Арменией. Восточная Армения, разделенная между Россией и Ираном, страдала меньше, западную Армению, оказавшуюся внутри Османской империи, угнетали больше. После Первой мировой войны, геноцида 1915 года, и русской революции – восточная Армения получила собственное государство. Его быстро превратили в советскую республику внутри СССР. Но и она – какая никакая государственность: раньше и такой не было. Не считать же армянским государством Эриваньскую и Александропольскую губернии. А западные армяне потеряли почти все, что имели: у них сплошные погромы, изгнание и эмиграция.

Управление собственным государством подталкивает правительство в Ереване к прагматизму и компромиссам. Собственное государство надо развивать, кормить, снабжать. Этот прагматизм армяне диаспоры, которые мало связаны с этим клочком армянской почвы, зато живут возвышенно – питаются словом единым и духом святым – принимают за предательство. Им же помидоров под Эчмиадзином не поливать. Им сразу Арарат подавай. И тот без Ноева Ковчега не возьмут. В общем – армянская диаспора – это Мария, которая выбрала лучшую часть. Только в отличие от евангельской Марии, она еще об этом постоянно напоминает.

А ереванское правительство – сплошная Марфа, не отходит от плиты. Арарат им не нужен. Кому нужна Армения, в состоянии шаткого перемирия с Азербайджаном, оккупирующая часть чужой территории – и по международному праву (Карабах), и по человеческому (пять азербайджанских районов за пределами Карабаха), в вечной вражде со своим крупнейшим соседом, с подозрительной вынужденной дружбой с Ираном, с высшим армянским орденом, от безнадеги и стресса врученным Саакашвили после осетинской войны. Куда ее возьмут такую? В Евросоюз? В НАТО? В ось зла? На конкурс Чайковского? У армянского правительства на руках – страна. У армянской диаспоры на руках – семейные альбомы и память о геноциде. Ереванское правительство смотрит на не слишком ухоженные армянские города, битые дороги и ржавые заводы. Армяне диаспоры смотрят на выцветшие фотографии и вырезки из газет 15-го года.

Можно было бы сказать, что одни смотрят в настоящее, другие в прошлое, если бы не одно обстоятельство. Большая часть бюджета и инвестиций в современной Армении – деньги диаспоры. Диаспора теперь грозится оставить нынешнее правительство Армении без денег. Правительство Армении в общем-то ставит смелый эксперимент: рискует реальной поддержкой диаспоры ради гипотетических выгод от снятия турецкой блокады и еще более гадательных турецких инвестиций. Но, с другой стороны, сколько можно жить на содержании у собственной эмиграции. И потом, кто сказал, что она обязательно уйдет. А может – попугают и останутся.

Гнев диаспоры, рыдающей над альбомами, логичен. Непонятно, какого рожна надо армянской оппозиции. В марте 2008 г. оппозиция во главе с бывшим президентом Тер-Петросяном чуть было не устроила цветную революцию против Сержа Саргсяна, оказавшегося в президентах благодаря местной операции «преемник» (от Кочаряна), списанной с российской. И устроила бы, если б смена власти в Армении оказалась нужной хоть кому-нибудь за пределами страны, как это было с Грузией, Сербией или Украиной. Но за армянскую оппозицию никто не вступился, полумиллионные демонстрации в Ереване одинаково не показывали ни ОРТ, ни CNN. «Гранатовая» революция заглохла.

Армянская оппозиция остереглась провозглашать себя прозападной и антироссийской: куда им блокадникам-оккупантам. Но из моих прошлогодних разговоров с армянскими оппозиционерами все-таки выходило, что они – за постепенный – без разрывов, без глупого грузинского актерства – выход Армении из сферы влияния России и переход ее на Запад. Почему одни оппозиционеры до конца не могли поверить, что протоколы с Турцией подпишут («все сорвется, вот увидите», – говорили они), а другие – до последнего дня собирали подписи под воззваниями «Отечество в опасности!» и ходили на митинги протеста – известно одному святому Маштоцу. Ясно же, что единственный возможный путь на запад лежит для Армении через примирение с Турцией. Сейчас, он открылся.

Примирение с Турцией не значит, что Россия теряет Армению. Но это уже значит, что Россия может ее потерять. Раньше с Арменией можно было не церемониться, как с женой из провинции без прописки и квартиры. Теперь у Армении появилась собственная жилплощадь. Не зря на подписании протоколов кроме министров Армении и Турции и нашего Лаврова, были Хиллари Клинтон от США и Бернар Кушнер от Евросоюза. Можно сказать, что путь Армении на Запад уже начался. Следите за траекторией.

АБХАЗСКИЕ ШПОРЫ В ТУРЕЦКИЙ БОК

Зачем Армении мириться с Турцией понятно. Непонятно, зачем это надо Турции. А все затем же. Путь Турции на запад лежит через примирение с Арменией. А также со всеми ее давними заклятыми врагами – Грецией, Кипром и курдами. Умеренным исламистам надо все это успеть, пока они у власти. Надо завершить работу и связать европейскую перспективу Турции с собой, со своим правлением. Исламисты из партии Эрдогана боятся: если они не успеют закончить, инициативу перехватит какое-нибудь будущее республиканское антиисламское правительство. Переходом Турции в Европу снова будут руководить агрессивные антиклерикалы, и тогда в европейской Турции может не оказаться места политическому исламу и всяким там традиционным ценностям.

Скорее всего, они боятся напрасно. И Европейскому союзу и Америке, особенно Америке Обамы, по идейным соображениям выгодно, чтобы Турцию на запад привела именно исламская партия. Это ведь лучший способ показать, что Запад не враг Исламу. И что исламской стране сближение с Западом вплоть до полной интеграции не заказано, и при это совсем не обязательно рвать с традициями. Если Турцию в ЕС приведут секулярные республиканцы-ататюркисты,которые борются с платками и бородами, остальной исламский мир увидит: породниться с Европой можно только предав ислам.

Стамбул для сладостей порока
Мольбе и сабле изменил.

Если Турцию в ЕС приведут исламисты, которые разрешают платки и хвалят бороды, исламский мир увидит: быть европейцем можно не предавая ислама.

Ну и наконец: стимулом для мира между Турцией и Арменией стала война между Россией и Грузией. Совсем не потому, что турки и армяне увидели ужасы войны, срочно перечитали Ремарка и Хемингуэя и ужаснулись. Может и ужаснулись, потому что оказалось, что свалиться от перебранок в полноценную войну можно быстрее, чем думалось. Но главное – после победы над Грузией и признания Россией Абхазии и Южной Осетии с фактическим введением над ними российского протектората, баланс сил на Кавказе сильно сдвинулся в пользу Москвы. Турки особенно болезненно переживали российское овладение Абхазией. В Турции до сих пор считают, что абхазов и турок связывает не меньше, чем абхазов и русских.

Абхазское княжество – бывший оттоманский вассал, а после присоединения его к России, половина мусульманского населения Абхазии перебралась в Турцию. Турецкие политики и политологи забеспокоились: пока мы сидим и соблюдаем всякие международные договоренности и правила – блокируем Абхазию, признавая территориальную целостность Грузии, блокируем Армению, болея за Азербайджан, русские не церемонятся и устанавливают свой порядок на Кавказе.

Турции надо быть активнее. После примирения с Арменией у Турции появится возможность догнать Россию на Кавказе. Политический колумнист консервативной газеты Zaman, близкой партии Эрдогана, Хасан Канболат писал недавно, что турецкая политика в отношении Абхазии «идет только на пользу нашему сопернику в регионе – России». Начнут турки с «экономического признания» Абхазии: снимут с нее санкции, как уже открыто требуют многие депутаты турецкого парламента. Турецко-абхазские отношения будут похожи на связи большинства стран мира с Тайванем: полноценные экономически и редуцированные политически – «культурный центр» вместо посольства. Одновременно, турки попытаются стать, если не главными, то равными с Россией посредниками и миротворцами в карабахском урегулировании.

Пока обиженным остается Азербайджан: ему ничего не осталось, кроме неясных обещаний, что помирившись с Арменией Турция сможет скорее добиться освобождения Карабаха: ведь 15-летняя блокада все равно не помогла. Азербайджанцы не верят и негодуют. Стамбул отвык от пота битвы и пьет вино в часы молитвы.