Избирателям заткнули голоса
На модерации
Отложенный
Вчера на выборах мэра дагестанского города Дербента была использована технология, ранее в нашей стране не применявшаяся. Почти треть избирательных участков не была открыта из-за того, что члены комиссий не вышли на работу, а на других участках граждане не могли попасть внутрь, потому что помещения были заняты сотрудниками правоохранительных органов.
Центральная избирательная комиссия не видит в происходящем ничего необычного, однако в Дагестан спешно вылетел полпред президента в Южном федеральном округе Владимир Устинов.
Главными конкурентами на выборах мэра Дербента были действующий глава города Феликс Казиахмедов, которого поддержало местное отделение \"Единой России\", и экс-прокурор республики, глава Сулейман-Стальского района Имам Яралиев. По экспертным оценкам, выборы были принципиальны для руководства республики: поражение мэра могло бы стать сигналом для федерального центра о том, что президент Дагестана Муху Алиев, полномочия которого заканчиваются в феврале 2010 года, не контролирует ситуацию в регионе. \"На выборах одним кандидатом был я, а вторым не действующий мэр, а фактически сам господин Алиев. Мы с ним политические противники, он не хочет, чтобы в республике были самостоятельные политики, ему нужны марионетки\",— заявил \"Ъ\" господин Яралиев.
Инциденты начались еще до дня голосования — сторонники господина Яралиева объясняли их тем, что республиканские власти были готовы сорвать выборы, если господину Казиахмедову не удастся сохранить власть в городе. Однако то, что происходило в Дербенте в последние два дня, открыло принципиально новую страницу в истории российских выборов. Впервые административный ресурс использовался для того, чтобы тем или иным способом не дать гражданам возможность проголосовать.
Утром в воскресенье из 36 избирательных участков 16 оказались закрыты (в течение дня на трех из них ситуация была исправлена). В двух случаях это объяснялось отсутствием кворума в избирательных комиссиях, на остальных 14 участках члены избиркомов просто не вышли на работу. О причинах этого можно судить по тому, что еще в субботу стало известно об исчезновении председателя одной из участковых комиссий Мурада Мурадова. Версия о том, что его похитили, не подтвердилась, но на участке господин Мурадов так и не появился. Как выяснилось, в субботу он был избит неизвестными в масках и камуфляже и препровожден домой. Председателя участковой комиссии предупредили, чтобы он не появлялся больше на участке, если не хочет новых проблем. А родственники члена одной из участковых избирательных комиссий Зои Абдурахмановой написали заявление в городскую прокуратуру об ее исчезновении. Участок, размещенный в здании школы \"Президент\", был закрыт под предлогом появления у силовиков информации о том, что он заминирован.
Ну и на открытых участках, по данным \"Ъ\", в течение дня образовывались, по утверждению наблюдателей от оппозиционных кандидатов, искусственные очереди. Помещения для голосования были заполнены сотрудниками ОМОНа, а желающих проголосовать внутрь не пускали.
\"Я видел, как к толпе выходил человек, забирал паспорт у \"своего\" избирателя и потом голосовал за него\",— рассказал \"Ъ\" один из очевидцев происходившего, не пожелавший называть своего имени. Своими на участках считались лишь те, кто готов был отдать свой голос за господина Казиахмедова. На одном из участков для разгона толпы был применен слезоточивый газ.
Официальных комментариев корреспонденту \"Ъ\" получить у представителей избиркомов не удалось. Представители республиканского избиркома ссылались на отсутствие данных и на то, что организаторами выборов, согласно закону, являются территориальные избирательные комиссии. \"К ним и обращайтесь\",— сказал не представившийся сотрудник республиканского избиркома. В Дербенте же девушка, поднимавшая трубку, регулярно ссылалась на занятость членов ТИК. \"Звоните позже\",— говорила она.
Господин Яралиев заявил \"Ъ\", что \"руководство республики организовало новую избирательную схему: члены избиркомов были заменены ОМОНом, который не пускал избирателей на участки, тысячам избирателей не дали проголосовать!\" Большинство из них, по словам Имама Яралиева, вечером вышли на митинг, и кандидату пришлось \"призывать горячие головы к спокойствию\". Политолог Евгений Минченко, назвав ситуацию в Дербенте \"беспрецедентной\", причины ее возникновения видит в том, что в Дагестане \"уже не работает модель межкланового баланса, когда властные посты распределяются между представителями разных кланов и национальностей\".
Противоречивой оказалась реакция федеральных структур. Представители Центризбиркома весь день давали понять, что ситуация под контролем и ничего особенного в Дербенте не происходит. Явка на выборах мэра дагестанского города Дербента составила свыше 45%, сейчас идет подсчет голосов, заявил глава ЦИК РФ Владимир Чуров.
В то же время полномочный представитель президента в Южном округе Владимир Устинов вчера же вылетел в Махачкалу, где, по утверждению агентства \"Интерфакс\", провел совещание с участием руководства Дагестана и правоохранительных органов республики по ситуации с выборами мэра Дербента, а затем выехал в город.
Один из столичных политтехнологов, работавший на выборах в Дербенте, сказал \"Ъ\", что немалая вина в случившемся конфликте лежит на федеральных властях. \"Если бы Москва дала понять, что от того, кто победит на этих выборах, не зависит судьба главы республики, таких последствий бы не было,— уверен собеседник \"Ъ\".— В Дагестане же у всех было твердое убеждение, что если победит Яралиев, то Алиеву придется уйти. Проблема еще и в том, что, как всегда на Кавказе, вместо методов убеждения включили на всю мощь административный ресурс. Но в этот раз не сработало — передавили\". По мнению политтехнолога, ситуацию в Дербенте федеральному центру надо было разруливать до возникновения кризиса, который был вполне предсказуем.
\"Ъ\" следит за развитием событий.
Комментарии