В Иране жгут российские флаги

На модерации Отложенный

После скандала, связанного с новым иранским заводом по обогащению урана, Россия решила пересмотреть свой подход, и может проголосовать за усиление санкций. Предательство шокировало иранцев, рассчитывавших на помощь северного союзника.

ЗАВОД-СЮРПРИЗ

Иран в очередной раз удивляет мир. Едва страсти по поводу его ядерной программы чуть притихли, как иранцы сами объявили МАГАТЭ об очередном сюрпризе – строящемся неподалеку от Кума заводе по обогащению урана. Письмо об этом было передано агентству официально, но «секретный» завод вызвал настоящую бурю: мировые лидеры немедленно усмотрели в «сокрытии информации» злую волю мулл. Отчет о нем был передан Великобритании, Франции и даже России, которая впервые намекнула на то, что готова поддержать санкции. Еще бы, получается, что Иран водил инспекторов за нос почти год.

Но сами иранцы уверены: они не только ничего не нарушали, но даже известили мировое сообщество досрочно. В 1977 году Иран действительно добровольно подписал соглашение, обязывавшее его отчитываться о строительстве очередных ядерных объектов такого рода заранее. Однако позднее он в одностороннем порядке это соглашение расторг (имея на то юридическое право). А согласно общим положениям конвенций МАГАТЭ, отчитываться о новом заводе требуется лишь за полгода до загрузки ядерного топлива. В Куме же обогащать уран начнут не раньше, чем через двенадцать месяцев.

С правовой точки зрения совесть иранского правительства чиста. С политической все куда сложнее. Почему о «спрятанном» заводе сообщили аккурат в канун сессии Генеральной ассамблеи ООН? Многие жители Ирана считают: тандем Хаменеи-Ахмадинежад почувствовал, как над головой сгущаются тучи – обстановка в стране нестабильная, и мировое сообщество, того и гляди, постарается надавить. На Генассамблее ожидалась разгромная речь президента Франции Николя Саркози с упором на пресловутый завод. Этот его ход решили предупредить.

Ширится и оппозиция ядерной программе внутри страны. «Зеленые» оппозиционеры, которые протестовали против Ахмадинежада в июне, в ядерном вопросе, как настоящие патриоты, согласны с властью: они уверены в праве Ирана на мирную ядерную энергетику. Но при этом считают, что Ахмадинежад – не тот президент, при котором Иран должен стать ядерной державой. Треть иранцев сейчас вообще готова прекратить обогащение урана ради снятия санкций: это очень высокое число «пораженцев» в вопросе, который был не предметом торга, а исключительно национального согласия и национальной гордости.

НАСЛЕДИЕ ПЕТРА

Несомненно, самый болезненный момент для иранцев в сложившейся ситуации – поведение России.

Готовность северного соседа поддержать Европу и США в санкциях против Ирана – это удар в спину. Дмитрий Медведев официально заявил, что к 1 октября Иран должен продумать реальные шаги для восстановления доверия к своей ядерной программе.

Тем не менее, официальные иранские СМИ и высшие иранские чиновники стараются не упоминать о готовности России поддержать санкции. Ведь «русский вопрос» – еще одно яблоко раздора между правительством и оппозицией. Оппозиционеры утверждают, что Россия получает от Ирана все, что хочет, и использует его в своих интересах. Иранские аналитики подчеркивают: русским не нужен сильный Иран, он не вписывается во внешнеполитические планы России. Каждая страна преследует, прежде всего, собственные интересы. Теперь, после уступок США в вопросе о ПРО, России куда выгоднее теснее сотрудничать с НАТО и «большой шестеркой», рассуждают в Иране. А значит, Россия – такой же враг, как и любая страна Запада.

К тому же, реформисты считают, что русские до сих пор не забыли о завещании Петра I. По мнению доктора Абдолсахема Ядегари, современная Россия продолжает привычную русским империалистическую политику, которая не менялась ни при царе, ни при большевиках. Недаром, мол, Николай II говорил: «Уничтожение Ирана пойдет на пользу и России, и Англии». Нечто подобное произнес в свое время и Никита Хрущев: «Наконец, иранское яблоко созреет и упадет нам прямо в подол».

Мнение простых иранцев о России заметно испортилось. Всего полгода назад ее славили, как главного иранского друга и помощника в борьбе с засильем американских интересов. Визит Владимира Путина в Иран в конце 2007 г. (первый визит главы России после поездки Сталина на тегеранскую конференцию) стал событием национального масштаба. Сегодня же на демонстрациях оппозиции жгут российские флаги и кричат «Смерть России!» (впрочем, они больше связаны с неприкрытой поддержкой Махмуда Ахмадинежада российским правительством). На сайтах в интернете любая статья о России и санкциях немедленно дополняется сотнями нелестных комментариев, похожих на те, что на российских сайтах пишут про Польшу или Украину.

Однако консерваторы долгие годы делали на Россию серьезную ставку. Признавать свои просчеты нелегко, тем более, если это укрепит положение оппозиции. Один из самых консервативных иранских новостных порталов винит во всем США. Ведь Россия, по мнению автора статьи, обменяла дело Ирана в Совбезе ООН на убранную из Восточной Европы систему ПРО. Этот хитроумный план разработали американцы. Они знали, что русские всегда были готовы «сдать» Иран, весь вопрос в цене. Неудивительно, что теперь Россия перестает сопротивляться санкциям против Ирана.