Что такое абстракционизм в искусстве?
На модерации
Отложенный
«Лишь то, что прекрасно во все времена, бывает радостно, вечно, ценно».
О. Уайльд.
Исполняется сто лет со дня написания в Мюнхене первой абстрактной картины русским художником Василием Кандинским. Начало ХХ в. породило неслыханные эксперименты в искусстве. Часть художников постепенно утратила интерес к реальным предметам или начала по-своему трансформировать их.
Так, кубизм, возникший во Франции в 1907 г., изображал гитару или кувшин с нескольких точек зрения, сводя их к кубу, цилиндру, конусу. Художник рисовал не так, как видел, а как представлял, например, М. Вебер «Герань» (1911). Кубизм - начало перехода ряда художников к формотворчеству, независимости от объективной реальности. Завершил этот процесс абстракционизм.
М. Вебер. \"Герань\"
Некоторые художники не находили в жизни вдохновляющих целей и ориентиров. Они искали опору в божественном, внеземном, обращаясь к некоему безличному разуму. Одновременное появление абстракционизма сразу в нескольких странах в 1910-1913 гг. вызвано тем, что многие художники изменили представление о живописи в связи с бурным развитием фотографии.
Путь художников к абстракционизму был разным. Так, для Кандинского стимулом явилась встреча с произведениями импрессионистов, где фигура и фон подчас сливаются в одно почти неразличимое целое. В своих статьях Кандинский пытался изложить основные принципы абстрактного искусства. Цвет и форму художник возвел в абсолют. По его мнению, каждая форма: треугольник, квадрат или круг - обладает собственным звучанием.
Желтый цвет сильнее звучит в треугольнике, круг придает большую глубину синему цвету. Зная звучание каждой формы и ее соотношение с цветом, можно будет со временем, полагал живописец, создать теорию абстрактной живописи.
Выбор форм, из которых создается картина, определяется только внутренней необходимостью творческой натуры. Художник должен стремиться пробудить «внутреннюю вибрацию души». В итоге картина воспринималась наподобие изделия декоративно-прикладного искусства, «ковра или галстука».
Если в работах Кандинского и его последователей используются формы, напоминающие органические, типа амеб, то работы Малевича и Мондриана образуют геометрическую ветвь абстракционизма, поскольку они предпочитали работать с квадратами, треугольниками, кругами. У Малевича поворот к абстракционизму произошел под влиянием кубизма.
Оттолкнувшись от кубистических полотен с разложением предмета на ряд плоскостей, художник перешел к изображению одной только плоскости. Все знают его «Черный квадрат». Особенности своей живописи он обозначил словом «супрематизм». От слова «supreme» - наивысший. Объяснения своих композиций Малевич дополнял рассказами о звездах, Солнце, Луне, Космосе.
Художники этого направления пытались в сочетаниях элементарных форм - органических или геометрических - представить какой-то иной мир. Отчетливее всего такая тенденция проявилась у Мондриана, который, используя чистые желтые, синие, красные, черные и белые цвета, из квадратов и прямоугольников создавал живописный эквивалент некоего «божественного абсолюта».
Абстракционисты, порвавшие с изображением внешнего мира, апеллировали к мистическим, космическим силам, пятому измерению. Но их творчество явилось ответом на потребность промышленного производства. Ведь форму любой машины можно разложить на простые геометрические фигуры и объемы: прямоугольник, круг, треугольник, квадрат, конус.
В. Кандинский. \"Красное пятно II\"
В 1919 г. в немецком г. Веймаре был создан учебный центр промышленного искусства - Баухауз, в работе которого приняли участие художники абстракционисты: Кандинский, Клее, Файнингер и др. Оказал определенное влияние абстракционизм и на архитектуру. Так, «прямоугольники» Мондриана и его последователей стимулировали формирование нового функционального стиля в строительстве, широко использовавшего стекло и бетон.
В 1945 г.
в Нью-Йорке возникает новое направление - абстрактный экспрессионизм. Художники, работавшие в этом стиле, по-своему отражали состояние тревоги и одиночества, представляя сильно искаженные изображения лиц и фигур людей в виде иероглифов, знаков.
Эти абстракционисты пытались противопоставить временному бытию земных явлений существующие с эпохи наскальной живописи схемы, или так называемые архетипы, мужчин и женщин, души, животного. Но вскоре абстрактный экспрессионизм отошел и от этих намеков на действительность. Для лидера этого направления, Д. Поллока, даже изображение элементарных фигур казалось ограничением творчества.
Дж. Поллок творит
Джексон Поллок пришел к абстракционизму в 1930-х годах. Лечась у врача-психоаналитика, он заинтересовался сферой бессознательного в человеческой личности и в творчестве и попытался выявить это на полотне. Свои манипуляции с красками и полотном он рассматривал как особый вариант жизни.
Поллок хотел, чтобы чувство ритма и цвета изливалось из художника подобно дождю. Для этого употреблял и нехитрую технику - поливание лежащего на полу полотна краской из продырявленной банки. Хаосу, получавшемуся из цветных пятен и полос, должен был придать единство «скрытый смысл». Поллок, так же как и остальные абстракционисты, видел в своих экспериментах выявление извечных законов природы, проявлявшихся в этих спонтанных действиях с помощью струй краски.
С середины 1960-х гг. на смену абстрактному экспрессионизму приходит так называемый минимализм. Он развивал мондриановский, геометрический вариант абстрактного направления в живописи. Минималисты извлекли урок из непонимания зрителями абстракционизма.
Поэтому в сочетании элементарных форм они пытались внести определенный порядок, который зрители могли уловить. Для этого минималисты использовали не только квадраты, круги и треугольники, но также отрезки труб, бетонные кубы и пирамиды, алюминиевые конусы, куски бревен, доски, резиновые ленты, прямоугольники из нержавеющей стали.
Их принципы можно сравнить с работой художника по росписям ткани абстрактными рисунками или рисунка обоев. В обоях и тканях элементы композиции сочетаются в определенном, повторяющемся порядке. Минималисты не обошлись без ссылок на универсальные законы природы, космический порядок.
П. Сезанн. \"Мальчик в красном жилете\".
Неподготовленные зрители чаще всего не воспринимают абстрактные полотна как произведения искусства. Наиболее любимыми произведениями участники одного из широких опросов, проведенного ЮНЕСКО в канадском г. Торонто, назвали полотна Ж. Милле «Вечерний звон» и «Мальчик в красном жилете» П. Сезанна, отобрав их из 220 репродукций художников XIX-XX вв.
Они отвергли абстрактную живопись П. Мондриана и В. Кандинского, сюрреализм Х. Миро и П. Клее, абстрактный экспрессионизм Д. Поллока и У. Базиотеса. Беспредметную живопись опрашиваемые награждали замечаниями: «мазня», «просто цвет и формы», «в них что-то есть, но трудно сказать, что именно», «бессмысленно», «картины просто ужасны».
Дж. Поллок. \"Стенографическая фигура\"
Художники, создавая абстрактные полотна, имели в виду и некоего абстрактного зрителя, способного ограничиться восприятием «вибрации красок». Реальный же зритель часто видит в них в лучшем случае орнамент. Еще Кандинский сетовал на то, что искусство «специализируется, становясь понятным только самим художникам, которые жалуются на равнодушие зрителей к их произведениям». Тогда абстракционисты уповали на будущее.
Сто лет прошло с тех пор, а зрительский интерес к этой живописи не стал больше. И только для того, чтобы показать некое превосходство в понимании такого искусства, некоторые готовы выложить за эти произведения миллионы долларов. Никому не хочется первым произнести фразу: «А король-то голый!».
Комментарии
математика, физика, химия суть абстрактные искусства
биология часть химии
Просто оно популярно из-за того, что большинство так называемых деятелей от искусства толком и рисовать то и не умеют, поэтому они и больше всех и кричат за искусство "от Пикассо", при этом употребляя различные возвышенные слова, что бы "отбелить" свою "херню" . А что касается их него кумира Пикассо, который хвастался, что может писать как Рафаэль, то как показывает случай рисовать нормально обще не мог "вспоминает Сергей Бочаров - и начали рисовать портрет жены Пикассо Жаклин. Я начал рисовать, и она была похожа. А Пикассо порвал первый лист, бросил, не получается. Потом второй, и так листов пять ..." см. " Крымское время" за 20.04. 2006.
Само суть искусства, это путь совершенства - это как в спорте, где например штангист стремится поднять больше, а бегун пробежать ещё быстрее, а не наоборот путь к маразму, где выдавая бесформенную кляксу или к...
Вообще, мне интересно было узнать, с чего началось восхождение "Ч. квадрата" на вершину известности? Неужели, он в самом деле кого-то заинтересовал? Или это банальная реклама и шумиха, на которую так падка толпа?
которым внушили, что их голый король великолепно одет. А ведь Малевич вовсе не бездарь, взять его "Цветочницу"- действительный шедевр, но в угоду кому-то продолжают петь дифирамбы пресловутому "квадрату", являющему отсутствие всякого присутствия искусства.
Это как мода. Как попытка выставить себя богемно-ориентированным. Если заглянуть в соцсети, то половина просто прётся от Пелевина и Мураками (раньше, лет 20 назад на их месте были Ж.П.Сартр, Хулио Кортасар и Кафка), хотя 90% одухотворённой богемы, не то что даже в глаза книжек этих авторов не видели а до сих пор \"Рембрандта читают\" и пальцем после туалета подтираются.
Такая же история с дедушкой Казимиром. Про \"квадрат\" знают все. А что либо иное в быту - так все познания примитивизма, импрессионизма и иных \"измов\" заканчиваются в итоге реалистичной картиной Репина из учебника истории \"Бурлаки на волге\"....
Будте добры, отправить мне отправить ответ на почту.
ksenia.semenova@atl-group.com.ua
группа в «ВКонтакте» - http://vk.com/1abstractart ,
в «Facebook» - https://www.facebook.com/1abstractart