\"Русских надо бить палкой\", чтобы они стали лучше
На модерации
Отложенный
Фраза Виктора Ерофеева, за которую его обвиняют в русофобии, - «русских надо бить палкой, иначе они перестанут быть русскими» - у всякого не лишенного души и ума читателя должна вызывать желание стать другим русским.
Преподаватели филологического факультета МГУ, возмущенные книжкой Виктора Ерофеева «Энциклопедия русской души» (написана 11 лет назад), написали на него жалобу - депутату Мосгордумы от КПРФ Николаю Губенко. Депутат пообещал обратиться в прокуратуру.
Это потрясает: почему в прокуратуру?.. Может, сразу его отправить в ссылку?..
Нас уже много раз предупреждали, что власть, наконец, возьмется за искусство: в 2002 году, когда книги Сорокина сваливали в большой фанерный унитаз перед Большим театром; в 2004 году, когда депутаты хотели запретить оперу «Дети Розенталя»; в 2007 году, когда не пускали на выставку в Париж «Целующихся милиционеров» и увольняли из Третьяковки куратора Андрея Ерофеева, брата писателя. А попутно еще вспомним выставку Марата Гельмана «Россия-2» и вечный бой с Сахаровским центром и художником Юрием Самодуровым. Но всякий раз, когда карающая рука возмущенной общественности была уже занесена над головой того или иного художника, в последний момент сверху раздавалась негромкая команда - «отбой», и дело спускали на тормозах. Да и как иначе: любая травля художника сегодня приводит к увеличению его популярности, которую можно конвертировать в деньги, в творческую свободу, в безопасность. Художника ругают - художник богатеет.
С арт-группой «Синие носы», однако, власть не встречается, а вот писатели ей все-таки зачем-то нужны. Зачем власти писатели? Потому что инструмент у писателей и у власти один: язык. Но вот проблема: власть и писатели всегда говорят на разных языках.
Поэтому задача у власти всегда одна: в широком смысле - привести язык писателей в соответствие с языком власти. Подобная корректировка языка подспудно и происходит во время встреч власти и интеллигенции (ситуация, которую невозможно представить в Европе или Америке).
Вот Николай Губенко пишет в статье в газете «Советская Россия» в связи с жалобой на Ерофеева:
«На наших глазах происходит эстетизация блатного фольклора и пропаганда криминального жаргона. Матерные слова, загрязняющие русский язык, обрушиваются на нас со страниц книг, газет и журналов, теле- и киноэкранов, театральных подмостков. Я как театральный режиссер в ужасе от того, что предлагают нам современные писатели. Как написала театральный критик Ольга Егошина, «в словарном запасе творцов новой драмы исключительно скромный заборный набор из трех-пяти букв. Свои сведения о жизни новая драма черпает из криминальной хроники и с порносайтов».
Что это означает, если перевести на язык невысказанного? «Как они посмели без спросу пользоваться «нашим» языком?» Когда дают определения языку писателя - «кощунственный», «оскорбительный», «провокационный», «раздувающий ненависть» и т. д., - это всегда означает скрытую борьбу за монополию на язык. Это подсознательное желание единолично распоряжаться языковыми потоками. И речь, конечно, не о грамотности, не о вульгарности, это совсем другое. Тут речь не о букве закона, а о духе.
И власть, и филологи по разным причинам, но хотят одного: чтобы язык был один для всех. Так уже было.
Вот великая загадка соцреализма: когда читаешь эти книги, не перестаешь удивляться, почему так невелика разница на письме между талантливым писателем и посредственным?
Почему индивидуальность не прорывается сквозь толщу букв, почему все так серо, почему слова не запоминаются, почему никто никогда не выходит за флажки? А просто - язык не пускает. Не то что цензоры не дают - язык не дает. На языке соцреализма - соцреалистический концепт, пустотный канон - невозможно принципиально создать ничего талантливого и оригинального. Талантливое можно создать только за рамками официальной языковой модели. Только отказ от языка соцреализма гарантирует выход в космос смысла и художественности: Зощенко, Платонов, Пастернак, Олеша, Бабель.
И еще забавная вещь с соцреализмом: плохой язык (скучный, формальный, нормативный) не дает возможности писать правду. И, соответственно, не порождает ответные человеческие чувства. Все слова, вроде бы, у писателя свои, вся палитра в его руках - а соцреалистический канон предполагает только один способ укладки слов в предложения - и никак иначе. Не встают слова по-другому. Не ложатся. Вот писатель Леонид Леонов, автор «Русского леса». Я не понимаю, почему с этой книгой все так носятся? Книга написана таким невыразительным языком, что ее не спасает даже талант Леонова. Он же ничего и сказать-то не может.
Откуда мат в таком многообразии и в почете - у народа и писателей? Да просто мат столетиями выполняет одну и ту же функцию: сопротивления официальному речению, десакакрализации, разоблачения официального вранья.
Филологи не любят Ерофеева. Допустим. Они низко оценивают его прозу? Так и дали бы экспертную оценку, вынесли бы свое профессиональное заключение. И кто бы бросил в них камень? Так ведь нет - филологи жалуются на буквы писателя Виктора Ерофеева - власти в лице депутата Н. Губенко. Это все равно как если бы врачи жаловались в милицию на то, что много больных в тяжелом состоянии.
Потому что их сознание, тоталитарное, не может справиться с этим текстом самостоятельно - как не справляется ослабленный организм с инфекцией. Они не приучены к языку другого - как не приучены вообще к «другому». И этот язык бьет их наотмашь. Этот язык их не слушается, потому что его нельзя удержать при помощи ленивых, обвислых вожжей нормы - он вырывается и несется, сбрасывая седока-читателя в придорожную лужу. А они-то думали, что русский язык заперт на ключ и ключи все у них.
Между тем фраза Ерофеева, которая так потрясла филологов - и за которую они его обвиняют в русофобии, - «русских надо бить палкой, иначе они перестанут быть русскими» - у всякого не лишенного души и ума читателя призвана рождать обратную реакцию - естественного внутреннего сопротивления, восстанавливать чувство собственного достоинства: это меня надо бить палкой? Это меня?.. Ты лжешь, писатель. Я докажу, что это не так.
И человек поднимается в полный рост. И его уже нельзя бить палкой. Так литература и писатель добиваются своей цели.
Только такой язык и способен сопротивляться насилию и беззаконию. Поэтому когда все говорят на разных языках - это хорошо. Это дает возможность реального, а не дутого выбора. Возможность выбирать свой собственный язык - это уже реальное завоевание свободы. Этот язык поведет тебя прямой дорогой туда, куда ты захочешь: во власть, в депутаты, в интеллигенты или куда-нибудь еще. Причем пока ты раздумываешь, куда идти, - твой язык уже сделал этот выбор за тебя.
Комментарии
Легко стать самым популярным писателем России. Напишите " русских надо целовать в ..., они уже распрекрасные" - получите Главную премию!
Пусть бредит о чем хочет.
"Добрых советчиков " вокруг России развелось слишком уж много ( и неспроста, уж точно, что-то хотят поиметь с этого).
А Россия живёт и будет себе жить - пусть собаки лают, а караван идёт....
А Губенко, значит, нельзя.
Все законно и честно.
А у нас - на водку не хватает..."
Русским тоже неплохо бы Ерофееву рот заткнуть.
Или еврей, с радостью читающий только антисемитскую прессу: "Какие-же мы. Аж гордость берет. Нас мало, а всем миром владеем. А от еврейских газет только плакать хочется. Одни погромы и убийства".
Если из Брянска, шалом земляку.
Еще и в примеры дает Пастернака , Зощенко , Платонова ... Они что , матерились как сапожники ? Мастурбировали на всех и на вся в предвкушении свободы ? Что за кривые мозги . Читаешь середину фразы и не помнишь , что у него было-то вначале ?
Кого бить ? За что бить? Сами - полная компилляция такого же погромного сознания.
Язык - для того и язык , чтобы его понимали все , а не только урки или к ним примкнувшие . Язык - это соглашение в пользу большинства , а не эстетствующая педерастия . Я когда первый раз увидел передачу , сразу дал ей много лет назад название \"В нашу говонь заходили корабли...\". Ну и куда приплыли , где эта \"говонь\"? Почему не прилетает голубка с ветвью оливы ? Где долгожданный берег свободы и процветания ? Стоило ли для получения таких конечных результатов окунаться с ушами в дерьмо ? Хорошо ли отмороженым ушам назло трамвайному кондуктору ? Вот рукоплескала братва с фиксами и наколками . Какое счастье - пол-страны сидело , теперь можно им и их субкультуре потрафить , подмахнуть...
\"Откуда мат в таком многообразии и в почете - у народа и писателей? Да просто мат столетиями выполняет одну и ту же функцию: сопротивления официальному речению, десакакрализации, разоблачения официального вранья.\" - Цицирон!...
Когда Ерофеева пытаются взять за задницу через суд, то эта же публика орет, что это нехорошо.
Определитесь, господа, так как – в морду или в суд?
Я поражен! Вы судите писателя за фразу из его художественного произведения. Вы вообще понимаете что такое литература? Вы считаете что писатели обязаны вас хвалить? Так было в неолите.
Из био писателя:
В 1970 году окончил филологический факультет МГУ, в 1973 году — аспирантуру Института мировой литературы.
В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию «Достоевский и французский экзистенциализм», которая вышла в 1991 году в США в виде книги.
Роман Виктора Ерофеева «Русская красавица» (1990) переведён более чем на двадцать языков и стал международным бестселлером.
По рассказу Виктора Ерофеева «Жизнь с идиотом» композитор Альфред Шнитке написал оперу, премьера которой состоялась в Амстердаме в 1992 году. В 1993 году по этому же рассказу был снят фильм (режиссёр Александр Рогожкин).
Виктор Ерофеев — член Русского ПЕН-центра. Лауреат премии имени В. В. Набокова (1992), кавалер французского Ордена искусств и литературы (2006).
Жаль, Достоевский не дожил до диссертации В.Ерофеева. Он бы выдвинул Ерофеева на Нобелевскую премию по литературе. Киркегор тоже не дожил до этого великого события. Он бы его тоже куда-нибудь двинул.
Писатели не обязаны никого хвалить , но и свинячить там , где живут - как-то несолидно.
Чуть не забыл, вы знаете , как было в неолите? Так вы - почвенник ? Ну и как там жилось писателям , на почве почвенников после охотничьего сезона на бизона ?
В начале недели делили премию Пен-клуба, кажется. Так все эксперты говорили, что самый крутой роман вот у этого автора, а жюри дало премию совсем другому человеку. И все эксперты просто обалдели.
А вчера нобилевскую премию вообще мало изветной бабе румынского происхождения дали. Просмотрел я на нее – страшнее ядерной войны.
и не более
Комментарий удален модератором
И здесь почти все подняли вой, но, похоже, никто и не читал книгу.
Уцепились за фразу о русских.
И поделом ему: русских надо только хвалить. )
Комментарий удален модератором
А вот вас-с... хоть бей, хоть не бей...
Всегда будете червями и всё что от вас останется всё - вонь...