Отказаться от либерализма, чтобы его спасти

На модерации Отложенный

В случае со спасением американских банков от банкротства за счет государства, как и в аналогичных ситуациях по всему свету, мы имеем дело с обобществлением рисков и приватизацией доходов, причем для узкого круга лиц. Сравните это с положением дел в американской автомобильной индустрии, где руководство, акционеры и профсоюзы вынуждены соглашаться на крайне жесткие условия существования в обмен на гораздо более скромные суммы государственной помощи. Эту разницу в подходах со стороны администрации Барака Обамы уже называют финансовым фаворитизмом в ущерб промышленному сектору.

В чистом виде либеральная экономическая идеология никогда не была воплощена ни в одной стране, включая Соединенные Штаты. Единственная работающая форма экономического либерализма – это система с высокой степенью регулирования, социальным страхованием и другими формами государственного вмешательства. Амортизация даже довольно крупных убытков финансового сектора и бизнеса государством может считаться законной, если альтернативой этому будет депрессия, которая принесет еще больший ущерб либеральной экономической системе.

Иногда приходитсяотказываться от либерализма, чтобы спасти его. Поэтому если спасение финансового и других экономических секторов предотвращает депрессию и в последующем приводит к реформам, которые делают повторение кризиса в данной форме невозможным, то по результатам этого «национализация рисков» – деяние сугубо прогрессивное. Но если это приведет к консолидации олигархии, которая не только извлечет собственную прибыль, но и будет пользоваться государственными субсидиями из средств не относящегося к элите большинства, то тогда результат такого вмешательства со стороны государства окажется глубоко реакционным.

Общественное мнение США рассматривает спасение компаний с Уолл-стрит как признак наличия укорененной политической коррупции в стране. Поэтому популистский гнев, вызванный совокупностью давления кризиса и интервенций со стороны государства, может стать самым весомым фактором американской политики в грядущие несколько лет.