Поддерживать свою промышленность, а не лоббистов

На модерации Отложенный

Председатель подкомитета по военно-техническому сотрудничеству комитета Государственной Думы по обороне Михаил Ненашев в своем интервью, опубликованном в «Парламентской газете» 25 сентября, рассказал об итогах прошедшего недавно Московского международного авиационного салона МАКС-2009 и вопросах, поставленных на нем перед законодателями. По словам Михаила Петровича, важнейший вывод, который должны сделать и законодатели, и исполнительная власть на федеральном уровне - необходимость системной поддержки отечественных машиностроительных предприятий. В немалой степени эти выводы должны касаться и предприятий аналогичного профиля, расположенных в Мурманской области.

- Михаил Петрович, в чем заключаются, на Ваш взгляд, итоги нашего главного авиакосмического салона?

- МАКС-2009 показал не только возможные достижения в области авиации и космонавтики в нынешних сложнейших экономических условиях, он продемонстрировал веру в будущее экономики страны, в отечественные технологии. Когда я общался с руководителями предприятий, представителями инженерно-конструкторского корпуса, то я не видел тусклых глаз, не чувствовал будничных настроений. Наоборот, ко мне, как депутату Государственной Думы, авиастроители активно обращались за поддержкой в продвижении уже сделанного ими, или за содействием в новых проектах.

Например, ЦИАМ им. Баранова представил модель гиперзвуковой летающей лаборатории. За два часа она может долететь от Москвы до Австралии. Ее создатели подчеркивали, что трудности есть, но они готовы и будут двигаться дальше. Нужна только системная поддержка со стороны государства.

Всюду сейчас говорится об отставании конструкторской и инженерной мысли, о серьезных проблемах с технологиями в России. На МАКСе я увидел значимые ресурсы для успешных перспектив, естественно, увидел и проблемы. Главной из них является рассогласованность интересов и действий внутри ведомств и между ведомствами. Программы, проекты в сфере авиации и космонавтики прорабатываются неимоверно долго. Например, ближнемагистральный самолет ТУ-334 пять лет назад уже получил все необходимые сертификаты. Этот лайнер ждут как на внутреннем, так и на внешнем рынке. А вопрос о его производстве остается открытым.

Также я узнал о возмущении инженерно-конструкторского сообщества тем, что наше военное ведомство желает закупать беспилотные самолеты у Израиля, очень специфические корабли-вертолетоносцы у французов! Авиастроители в лицо говорят: вы вложите достойные средства в наши разработки, обеспечьте нашей промышленности, машиностроительному комплексу системную поддержку, а потом спрашивайте. В Минобороны, в других ведомствах обычно заявляют: деньги выделены, но наше авиастроение отстает в выпуске современной техники. Однако мы должны понимать, что в течении 10-15 лет не вкладывались необходимые средства в развитие авиакосмической отрасли. А теперь быстро хотим получить желаемый результат! А разве такое бывает?

Дошло до того, что в военном ведомстве предлагают непонятно какие корабли приобретать за границей! До чего мы так дойдем?! Оборону не укрепим, а свою промышленность, машиностроение - разрушим. Из-за появившейся в определенных умах пораженческой идеологии наноситься ущерб военно-техническому сотрудничеству, бюджету страны, экономике предприятий и регионов.

Более того, расчет некоторых «деятелей» на то, что с приобретением техники иностранного производства мы познакомимся с новейшими технологиями, - миф и не более.

И миф очень опасный! Технологии - это самое дорогое, что есть в экономике и никто их не продаст. Так же, как нельзя продать патриотизм!

Государственная Дума уже сегодня рассматривает поправки о защите судоходства в районах Мирового океана в Закон об обороне, которые внес Президент Дмитрий Медведев. Но чтобы флот, морская пограничная охрана выполняли поставленные задачи, в том числе и эту, нам необходимо мощнейшее обновление всей военно-морской авиации. Потребность военно-морского флота, морской пограничной охраны в авиатехнике, по разным оценкам, составляет около 2000 самолетов и вертолетов. Наши авиастроители готовы на производственном уровне обеспечить модернизацию всей морской авиации, если будет оказана государственная поддержка самой отрасли.

Возвращаясь к главным темам, обсуждавшимся на МАКСе, нельзя не вспомнить и проблему массового производства дальнемагистрального самолета ИЛ-96 Воронежского авиазавода. Воронежцы сообщают, что за последнее время они построили два самолета, еще на два есть заказ. Но потребность в этих самолетах огромна! ИЛ-96 конкурентоспособен как в пассажирском, так и в грузовом варианте. Это самый надежный самолет за все время нахождения в эксплуатации. Однако, вместо ИЛ-96 в нашей стране закупают американские и европейские самолеты. Давно надо, образно говоря, лоббистам других стран «дать по рукам», и таким «толкачам» чужих интересов не место на государственных должностях!

- Вы говорили о вопросах, которые авиастроители поставили перед законодателями.

- На МАКСе и до него производственники, и не только они, постоянно обсуждали «знаменитый» 94-й закон о госзакупках, указывая на вред, который он приносит промышленности и технологиям. В этот закон необходимо срочно вносить системные изменения. И мы, с началом сессии, будем их инициировать. Это не только моя позиция, это позиция многих депутатов фракции «Единая Россия» и других фракций. Эффективные изменения, особенно в вопросе конкурсов, нужны всем сферам экономики. У нас сейчас повсеместно фирмочки типа «рога и копыта» могут выигрывать конкурсы, просто сбивая цену, а затем перепродают подряды...

Сейчас в думских комитетах, и в нашем комитете по обороне конкретно, прорабатывается ряд предложений, ужесточающих требования к участникам конкурсов в оборонно-промышленном комплексе. Также обсуждается тема разработки законопроекта о государственной программе вооружений, блок поправок в закон о военно-техническом сотрудничестве.

- Может ли Государственная Дума вмешаться в ситуацию с несвоевременным финансированием госзаказа?

- У депутатов очень много вопросов к структурам Минобороны, которые отвечают за реализацию гособоронзаказа, конкретно - за контрактацию, за авансирование. Даже когда у предприятий есть приличный госзаказ, когда предприятие представляет в военное ведомство все необходимые договоры и другие документы, в Министерстве обороны соответствующие начальники в силу разных причин не обеспечивают финансирование контрактов вовремя. У предприятий накапливаются долги, проценты за взятые кредиты...

Всем здоровым политическим силам и в Государственной Думе, и в других властных институтах очевидно, что надо срочно решать накопившиеся проблемы, принимая эффективные законы и контролируя их исполнение.