Фамилия градоначальника Москвы - вопрос второстепенный

На модерации Отложенный

Если нет объективного диагноза и альтернативных программ развития, то фамилия градоначальника - вопрос второстепенный

Вчера в московское правительство снова «присылали доктора». На этот раз он явился в виде сотрудников Главного управления МВД по Центральному федеральному округу, которые провели обыск в департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы.

Напомню, что 11 октября нас ждут выборы в Мосгордуму. Мэр Москвы - лидер списка партии «Единая Россия». Сколько оппозиционных партий использовали факт пристального интереса правоохранительных органов к различным подразделениям московского правительства? Правильно, ни одной.

С точки зрения традиционных избирательных технологий подобные события активному участнику выборов просто нельзя оставлять незамеченными. Тем более что данные разнообразных социологических опросов свидетельствуют: антилужковский электорат в Москве составляет не менее 30 процентов. Однако все участники выборов продолжают соревноваться в сервилизме по отношению к московскому мэру. Такое ощущение, что кто-нибудь из них вот-вот в порыве верноподданнических чувств подаст заявление в Басманный суд с просьбой запретить Юрию Лужкову препятствовать Елене Батуриной в полной мере реализовывать ее управленческие таланты в г. Москве.

В чем секрет такой лояльности? Боятся снятия с выборов, после того как московская власть показала, что может быть признанной недействительной подпись кандидата за себя самого? Ну, так всегда можно найти умеренные формы критики. Боятся, что «обделят» при подсчете голосов? Возможно. Однако факт остается фактом - предвыборная кампания в Москве старательно обходит проблемы города и вопрос «лужковского наследия». Последний раз хоть какая-то конкуренция на московских выборах была в 2003 г., а попытка сформулировать содержательную альтернативу политике Лужкова - и того дальше, ровно 10 лет назад, в ходе предвыборной кампании Сергея Кириенко. На фоне той кампании доклад Немцова, ориентированный на поиск жареных фактов, выглядит шагом назад. Да и бэкграунд самого разоблачителя снижает доверие к его гневным филиппикам.

Участники московских выборов не в силах угадать монаршью волю. Что кроется за настойчивыми визитами силовиков в различные кабинеты московского правительства? Намеки, что «караул устал», и пора бы уже на заслуженный отдых? Или настойчивое предложение чем-то поделиться?

Или предстоящий переход мэрии в режим внешнего управления при номинальном сохранении действующего главы, как это уже произошло в Московской области? Темна вода во облацех. Как заметил один мой высокопоставленный знакомый, «раньше была схватка бульдогов под ковром, а теперь и этого не видать».

В недоумении и экспертное сообщество. В ходе подготовки Пятого рейтинга политической выживаемости, который «Международный институт политической экспертизы» (МИПЭ) совместно с фондом «Петербургская политика» презентовал меньше месяца назад, Юрий Лужков попал в число региональных лидеров с наибольшим разбросом оценок (от «двойки» до «четверки», что в сумме дало «три»). И ситуация с Москвой - это симптом кризиса кадровой политики Кремля.

Курс на радикальную замену старых губернаторов, который Дмитрий Медведев реализовывал в течение первого года своего правления, наткнулся на ряд препятствий. Первое - качество новых назначенцев и короткая кадровая скамейка. Второе - сопротивление старых элит (яркий пример - оставшаяся безнаказанной фронда Муртазы Рахимова). И третье - боязнь в ходе кризиса потерять управляемость регионов, завязанных на ручное управление со стороны конкретной фигуры. Собственно, Москва и представляет собой ярчайший пример режима с ручным управлением.

Из потенциальных сменщиков Лужкова (Валерий Шанцев, Георгий Полтавченко, Сергей Собянин) легче всего перехватить штурвал может именно Шанцев. Но это значит, что вряд ли сильно изменится модель управления городом. А тогда зачем менять Лужкова, который, судя по его внешнему виду, в неплохой форме и вполне способен продолжать делать, что делает, как минимум, до конца своих полномочий? Есть ли план развития Москвы у кого-то из реальных кандидатов на пост ее главы? Неизвестно. Доходят разве что слухи о грядущем объединении с Московской областью. Кто просчитывал экономические и социальные последствия этого шага? Мы тоже не знаем.

Главный вопрос для Москвы сегодня - не в том, уйдет Лужков или останется. И даже не в том, кто его сменит. Проблема в другом - в отсутствии реально работающих институтов экспертной и общественной оценки деятельности властей. Если нет объективного диагноза, если нет альтернативных программ развития, то фамилия градоначальника - вопрос второстепенный.


ОПРОС: Как вы относитесь к Юрию Лужкову?