Победители октября
На модерации
Отложенный
Кончилось бессмысленное и беспощадное противостояние двух ветвей власти, у которых не было по сути никаких разногласий, кроме слепой корпоративной ненависти и спора «кто кого в землю закопает» и кто от этой земли ренту делить будет. Причем, я бы их все-таки не ставил на одну доску. Правительство Гайдара, затем Черномырдина худо ли, хорошо ли, но имело какие-то планы реформ и что-то делало. Верховный совет только проклинал «мальчиков в розовых штанишках» и не предлагал ничего взамен. Этот Верховный совет тоже был за ликвидацию СССР – все тогда мечтали скинуть с России эту обузу в виде средней Азии, Кавказа и никто не собирался «удерживать Украину», да это было и невозможно. Верховный Совет был и за приватизацию – но не имел никаких своих соображений как ее можно проводить. Так что, никаких там разногласий не ищите - просто голая драка за власть и все.
К счастью, ВС проиграл.
К счастью, прежде всего для самого себя.
Представить, что эта гоп-компания взяла верх в Москве – вполне возможно. Мы были в шаге от того. Точнее, не они могли победить, а просто ельцинские охранники и горе-генералы, которые в последний момент еле-еле наскребли 10 танков на всю армию, могли бы сбежать и сдать шефа – что тут невозможного? Кремль и Белый дом, как противники были вполне сопоставимы – «Балаганов в весе петуха, Паниковский в весе курицы».
А «остальная Россия» как в феврале 17, октябре 17, августе 91 только с изумлением смотрела на Столицу, ожидая, как решится судьба – «без меня меня женят».
Итак, представим: «ельцинские» впали в ступор. Сторонники ВС захватили Останкино, объявили о своей победе, растерянная московская мэрия «сдала ключи».
Вторая октябрьская революция, о необходимости которой так долго и яростно орали большевики и нацисты («Фронт национального спасения»), – совершилась.
Что дальше?
Абсолютно никчемный Руцкой «с усами и чемоданами» и неврастеник Хасбулатов способны на что-то кроме визга с балкона Белого дома? Они что – имеют силы? У них есть сторонники? Нет, не противники Ельцина – а сторонники «вот этих»?
Ни черта у них нет. Да их и самих сдуло бы в миг.
Но 600 депутатов тем более никем – включая самих себя – управлять не в состоянии…
Так кто банковать-то станет?
Макашов в беретике с микрофоном? «Нет больше ни мэров, ни пэров, ни херов». Это точно – ни хрена у вас нет. А на одних проклятиях в адрес «жидов» далеко не ускачешь.
Баркашов, «слесарь-сантехник шестого разряда» и его наци?
Анпиловские старухи-разрухи?
А ведь это – все. Все «революционные силы».
Взять на себя ответственность за Россию не мог никто.
Значит – хаос. В Москве и на местах.
По всей стране противостояние губернаторов и Советов при том что центральной власти – нет. Вообще – не существует. Свято место – пусто.
Если в вечных завываниях про «гибель России» и есть какой-то смысл, то – вот он. Да-с – гибель страны, расползание… Пока невесть откуда не пришел бы диктатор, который бы не 150 человек (жертвы октября), а тысяч эдак 150 перебил бы (начиная с чудаков из Белого дома) и потом начал бы собирать остатки России …
Собственно, нечто подобное тогда трещало по окраинам СССР.
Гражданская война в Таджикистане. Перевороты в Грузии и война в Абхазии. Война в Приднестровье. Перевороты в Азербайджане. Вот – картина 1992-93 годов. Ну, а у нас – Чечня. Ясно, что при «обрушении Москвы» в провал вползла бы и стала крошиться вся Россия – от Якутии и Татарстана, до Тюмени, которой зачем же кормить-поить своей нефтью «все это».
Вот на пороге чего мы стояли.
Итак, на счастье страны и – прежде всего – Верховного Совета, персонально Руцкого/Хасбулатова/Макашова и Ко, Ельцин кое-как удержал всю эту махину на краю … Невольно спас их шкуры.
Разгром «фронта национального спасения (ФНС)» означал национальное спасение.
Но дальше получилось того интереснее.
Ельцин победил ФНС политически.
ФНС побелил Ельцина - идеологически и пропагандистски.
А потом ослабленная идеология ФНС слилась с строем, который возник на базе Конституции Ельцина.
Силовая победа не увеличила авторитет Ельцина. Наоборот – насилие в Москве повисло на нем. Он платил за реформы – теперь ему пришлось заплатить и за «расстрел парламента» … А сама пальба из танков по парламенту, ясно, никому не понравилась. Но с побежденных спроса не было. Только с победителя (хотя обычно бывает наоборот …).
При полном равнодушном презрении народа ко всем этим «национальным спасителям» макашово-баркашовым, хасбулатово-руцким, идеи, которые гуляли в этой среде – победили.
Какие идеи?
Ненависть к Ельцину. Ненависть к «антинародным реформам». Ненависть к «дерьмократам». Ненависть к Западу, США. Ну, а любовь-то к кому-то тоже должна быть? Да ради Бога! Вот вам любовь к Сталину – как высшее, самое концентрированно-консервированное воплощение всех этих ненавистей.
Это была идеология не дряблого Верховного Совета, а ФНС 1992-93 годов – главной реальной опоры ВС. Такая идеология была популярна. Но после октября 93 она стала куда популярнее.
Идея «против Ельцина и демократов» куда приятнее и популярнее, чем идея «против Ельцина и демократов – но за нардепов из Белого дома». Да кому они, уроды нужны ! Сбросив этот балласт идея ожила.
И уже не отморозки из маргинальных нацистских листков, а лучшие, талантливейшие журналисты нашей эпохи – Караулов, Минкин, Доренко и другие, каждый на свой лад, затянули те же песни о главном. Об антинародных реформах, о подлых дерьмократах, о происках Запада и – вполголоса, разумеется – о никчемном Ельцине. Из идеологии ФНС не легитимировали только погромный антисемитизм – он, кстати, сильно скукожился и сегодня стал уделом городским сумасшедших, широко представлен лишь в клинических записях в блогах – см. хоть комменты к этой заметке. Но в остальном идеология ФНС, со скошенными острыми углами, стала доминирующей в СМИ. Конечно, каждый журналист исполнял эту арию по-своему, кто-то проклинал одних, кто-то других, кто-то прямо обвинял Запад, кто-то об этом молчал, но в целом хор получился на диву мощный и слаженный. Обратная связь: народ просил – журналисты давали, а народ после этого еще больше просил. Замкнутый контур.
Так готовилась идейная почва для 2000-х.
Отказаться от прямо погромных крайностей идеологии ФНС – зато много выиграть в массовости.
В условиях относительно честной и открытой идеологической конкуренции 1990-х эта идеология уверенно победила идеологию либералов-демократов – как «правых» (Гайдар), так и «левых» (Явлинский), которые до самой своей совместной политической смерти (2003 год) продолжали еще и бесстрашно плеваться друг в друга. Об этом уверенно говорили все результаты выборов. Ельцин, несмотря на сверхусилия, фактически проиграл Зюганову в 1996 (только крайняя трусость последнего не позволила ему стать президентом), партия Гайдара в 1995 не прошла в Думу, а результаты Яблока постоянно падали и падали – вплоть до момента, когда они тоже выпали из Думы.
И последнее. Самое главное.
У России было два опыта прямой народной демократии.
Февраль-октябрь 1917. И 1990-октябрь 1993.
Оба раза это была демократия без самодисциплины. И страна просто расползалась – как тесто уходит. Для удержания страны необходимо было демократию подморозить. Можно долго спорить «готова ли Россия к демократии», но история 1917 и 1990-93 годов – перед нами …
Так вот. Ельцин в отличие от большевиков не ввел, как известно диктатуру. Но была принята полуавторитарная Конституция и началось медленное подмораживание политики. Полуавторитарный строй, вынужденно мягкий – из-за «деда», с его болезнями, привычками, но и его принципами (уважение к свободе слова, скажем).
Но полуавторитарный строй притягивает и соответствующую идеологию. Какую? Да вот ровно ту – антилиберальную, антизападную, антиреформаторскую, националистическую … На самом деле абсолютно мертвую, бесплодную идеологию не имеющую за душой ничего положительного – только ненависть к «либералам» и «американцам». Беру эти слова в кавычки, ибо и то и другое – абсолютно фантастические идеологические конструкты, не имеющие отношения ни к либералам, ни, тем более к американцам… Да это и неважно, люди живут в мире своих призраков.
Итак, победители нашли друг друга. Счастливый брак: две половинки сошлись. Смягченная идеология ФНС была обречена на то, чтобы рано или поздно стать идеологией государственной – если государство полуавторитарное.
Ельцин, борясь со своими противниками начал – быть может невольно – строить полуавторитарный строй. А его противники дали этому строю традиционную идеологию – замшелого имперски-советского национализма.
Так и возник раствор, на котором уже после Ельцина встало здание нашей государственности и идеологии.
Раствор прочный. Потому что – органичный и популярный.
А если добавить к нему и соответствующий экономический базис – сырьевую ренту – то мы и правда построили нечто вполне очаровательное.
«И путь открыт к успехам, как поется в нашем гимне». Нет, в гимне Михалкова третьей свежести таких слов нет – не ищите. Это я привел всего лишь цитату из «Швейка».
ОПРОС:
На чей стороне вы были в октябре 1993 года?
Комментарии
Плохо ли хорошо!!!
Да за то, что сделал Гайдар уже надо было вверх ногами вешать...
Господин Радзиховский задался явной целью обелить господ либералов. Предположения по типу "Вот было бы хуже при них, при депутатах" не имеет под собой никакой основы. Россия пережила и переживает при господине Гайдаре и других либералах экономическую катастрофу и полное моральное унижение.
А господину Радзиховскому не следовало бы заниматься таким дешевым пиаром господ предателей и разорителей страны.
А у господина Гайдара достаточно дел каждое из которых тянет на то, чтобы его прислонили к стенке. И без права обжалования...
Вы уже забыли про сталинские и павловские реформы?
1947-й год в декабре отменены продуктовые талоны, тогда как в Великобритании продуктовые карточки были отменены только в июле 1951 года.
Что касается простых людей. Новый рубль 1947 года становился равным 10 старым, но при этом цены на товары были снижены на 10-20 процентов в эквиваленте. Кроме того, те граждане, у которых на сберкнижке лежало до 3 тыс. рублей обменивались 1 к 1, до 10 тыс. рублей - 3 тыс. 1 к 1, остальные 1 к 2, свыше 10 тыс. рублей - 3 тыс. 1 к 1, до 10 тыс. 1 к 2, свыше 10 тыс. 1 к 3. Вот такая арифметика.
Первая ден. реформа, которая частично обесценила накопления граждан была хрущёвская в 1961 году, поменяли 1 к 10, но на основные продукты цены резко подняли.
Учите историю, уважаемый.
Т.е. это нормально?
"Учите историю, уважаемый"
Продолжайте свой экскурс в историю - вы еще не добрались до павловских реформ.
Не надо нам лапшу на уши вешать - мы прекрасно помним, что происходило в 1991 - 1993 гг и потомкам своим расскажем. Ваши любимые реформаторы за год-два умудрились настроить против себя весь народ так, что чтобы затем удержаться у власти и не оказаться на виселице, они были вынуждены в 1993 году совершить государственный переворот и танками расстреливать законную власть. И в данном случае аналогов ограбления такого масштаба не найдёшь в российской истории, сколько не выковыривай пальцем из носа.
Интересная логика: из 10 осталось 1 плюс "10-20 процентов в эквиваленте" равно "в 10 раз".
И про панические слухи вы не помните?
В 3й раз напоминаю: вспомните павловские реформы (самый конец СССР).
Или вы их свалили на Ельцина?
"Так и возник раствор, на котором уже после Ельцина встало здание нашей государственности и идеологии. Раствор прочный. Потому что – органичный и популярный.
А если добавить к нему и соответствующий экономический базис – сырьевую ренту – то мы и правда построили нечто вполне очаровательное".
Это у кого такая власть популярна? У господ, которые грабят, разворовывают, унижают Россию?
А вот про сырьевую ренту автор правильно сказал. Ничего больше не остаётся как жить на ней развалив науку и реальное производство...
К сведению , разгром страны был хорошо продуман и подготовлен заранее. Если пожарные команды не справились с пожаром , а иной раз и бензинчику подлили по глупости ли , по злому ли умыслу , то это не вина пожарных , а вина тех , кто поджег сарай.
А тушили - как могли , чем могли , сколько могли , и те , кто мог при этом быть...
Они, в отличии от нас, знающих цену власти, не думали, что являются пешками в чьей то игре, а потому были этим незримым игрокам опасны.
http://gagarinband.ru
2. "Кончилось бессмысленное и беспощадное противостояние двух ветвей власти" - Съезд и Верховный Совет были в тот момент единственной законной властью, тем более в парламентской республике. Именно с указа 1400 и тогдашних бессудных расстрелов начался сегодняшний правовой нигилизм власти.