\"Принуждение к войне\": правых нет, все виноваты

На модерации Отложенный

Доклад миссии ЕС повторил выводы «Новой газеты» от 11. 08. 2008: к развязыванию войны причастны и Грузия, и Россия, и власти Южной Осетии

«Град» и кассетные бомбы использовали обе стороны

Репортаж из Брюсселя, с «презентации» трехтомника доклада

Глава международной миссии по расследованию конфликта в Грузии швейцарка Хайди Тальявини передала копии итогового документа послам в Брюсселе со словами: «До вас его никто не видел, и все «утечки» в прессе — на совести их авторов».

Доклад — это добротное систематизированное изложение более или менее известных фактов, примеренных к лекалам международного права и за вычетом явных пропагандистских басен психологической войны. Более или менее полное, но не претендующее на то, чтобы быть исчерпывающим.

По копии трехтомника из 1120 страниц текста, иллюстраций, схем и военных карт плюс диски CD (или DVD) получили послы России, Грузии, Швеции (страны-председателя ЕС), а также представители ОБСЕ и ООН.

Это была первая такая миссия в истории Европейского союза. Миссия была создана решением Совета ЕС от 2 декабря 2008 года. Строго говоря, это не миссия ЕС. Страны союза попросили женщину-дипломата из нейтральной Швейцарии на их деньги собрать компетентную команду и провести непредвзятое расследование. Хайди Тальявини наняла 20 независимых экспертов из разных стран. Создан наблюдательный совет из уважаемых в мире людей, специалистов международного права. Среди них — четыре бывших министра иностранных дел и обороны, бывший президент Международного Красного Креста, экс-заместитель генсека ООН. Главная штаб-квартира разместилась в Женеве, вспомогательные — в Брюсселе и Тбилиси. Члены миссии рассылали вопросники правительствам стран, признанных и непризнанных, проясняли ответы, ездили по столицам и по местам недавних боев, брали интервью у очевидцев и участников, начальников и изгоев, военных и гражданских, изучали документы, проверяли свидетельства...

В докладе есть такие строчки о цели этой работы: «Миссия считает, что мира на Южном Кавказе не будет, пока нет общего понимания фактов». Судя по первой реакции вовлеченных сторон, ждать этого прекрасного момента еще долго. Каждая из них нашла в докладе свою правду.

Сразу после вручения копий постпреды России и Грузии при ЕС позвали к себе прессу. Постпред России Владимир Чижов в зале представительства на фоне выцветшего брабантского гобелена XVIII века демонстрировал перед камерами федеральных каналов один тонкий и два толстых тома, пытаясь по просьбе бывшей знаменитой телеведущей «полистать» 600-страничный фолиант: «Мы сотрудничали с миссией, давали копии документов... Хотя нам-то и так все ясно было».

— Как я могу оценивать более тысячи страниц, когда их только что получил? — парирует он вопрос «Новой газеты».

— На ваш взгляд, авторы доклада объективно оценили ответственность сторон?

— В главном — да. Конфликт начался с грузинской агрессии против Южной Осетии.

— Там есть слово «агрессия»?

— Там есть слова об обстреле Цхинвали в ночь с 7 на 8 августа, что и послужило началом вооруженной фазы конфликта. Это не пророссийский доклад, — заверил Чижов.

Почему-то из глубин памяти всплыли комментарии политобозревателей советской поры: «Даже далекий от симпатий к нашей стране имярек вынужден признать»...

Действительно, об эпизоде обстрела Цхинвали говорится не один раз. Он признан неправомерным с точки зрения международного законодательства, и если даже ответом на провокации, то непропорциональным. Можно сказать, это гвоздь доклада, который однозначно возлагает на Михаила Саакашвили серьезную, если не главную долю ответственности. Нет доказательств вторжения российской армии в Южную Осетию до обстрела Цхинвали, чем оправдывался Михаил Саакашвили. Но дьявол всегда в деталях:

«Обстрел Цхинвали грузинскими вооруженными силами в ночь с 7 на 8 августа 2008 года отметил начало широкомасштабного вооруженного конфликта в Грузии, но это была лишь кульминационная точка долгого периода нагнетания напряженности, провокаций и инцидентов... К началу августа созрели все предпосылки для начала военного конфликта».

Про этот «долгий период» в докладе написано немало. Грузию там есть в чем упрекнуть, но образ России, что должно в первую очередь волновать нас, получается далеко не симпатичным. И если авторы доклада считают легитимным ввод войск на помощь российским миротворцам, то большая часть действий России в войне против Грузии, по их заключению, «вышла далеко за пределы обороны».

МИД РФ в Москве, за пару-тройку часов внимательно изучив документ, указал на «ряд размытых и двусмысленных формулировок». Тех, которые не устраивают российских дипломатов.

Постпред Грузии при ЕС Саломе Самадашвили на своей пресс-конференции тоже приветствовала доклад и сделала вывод, что он подтверждает ответственность России за военный конфликт. «Он доказывает, что доводы моего правительства подтвердились, — заявила она. — Это Грузия стала жертвой вторжения другого государства в нарушение международного права».



Действительно, следуя ее логике, Грузия не вторгалась в Россию, не отнимала ее земли, а пыталась навести конституционный порядок на своей международно признанной территории. Ну, как Россия в Чечне... (В докладе эта мотивировка, кстати, отвергается: Грузия подписалась под международными обязательствами не делать этого. Впрочем, Россия и Абхазия тоже подписались под обязательством не захватывать силой Кодорское ущелье.) Но про нарушение Россией принципов международного права, диспропорциональном силовом разгуле на территории суверенной страны в докладе написано много. Причем доводы, которыми Кремль обычно оправдывает эти действия, признаны несостоятельными, исходя опять же из международного права и современной международной практики.

«Конфликт начался не 7 августа, а имеет долгую историю», — заявила Самадашвили по поводу главного аргумента: «кто выстрелил первым». По ее словам, «первые выстрелы прозвучали 20 лет назад». И вообще, доклад совсем не об этом... Подобно российскому МИДу она сказала, что «некоторые положения» доклада «могут быть оспорены» грузинским правительством. Видимо, те, что не понравились Тбилиси.

Процитирую еще один, очень важный пассаж из доклада:

«Внимание политиков привлекают в первую очередь политические и военные события, их соотношение с международным законодательством. Но в памяти людей, вовлеченных в конфликт, прежде всего остаются человеческие судьбы и страдания».

Это звучит упреком политикам в Москве, Тбилиси, Сухуми и Цхинвали. Не стоят, наверное, пафосные слова о суверенитете, границах и национальных чаяниях трагедий конкретных людей, о которых власти якобы пекутся, посылая войска. И вообще пафосные слова в таких делах преступно безответственны.

Миссия не нашла подтверждений словам российских и югоосетинских руководителей о геноциде Грузии против осетин. Посоветовала обращаться с этим словом аккуратнее, ибо оно имеет не эмоциональный, а вполне определенный юридический смысл, и на него болезненно реагирует общественное мнение в мире. Это относится к запущенной в первый день войны цифре 2000 погибших в Цхинвали.

Каждая жизнь бесценна, но тут уж, извините, циничные правовые критерии.

Зато есть факты этнических чисток в отношении грузинского населения Южной Осетии и прилегающих регионов Грузии во время и после военных действий. Доклад винит в них прежде всего осетинские военные формирования и иррегулярные отряды. Но Россия, которая фактически контролировала эти районы, обвиняется в том, что не предотвратила преступлений и не остановила бандитов. Это не менее серьезно, чем обстрел Цхинвали. Когда военные стреляют в вооруженных людей — это боевые действия, а «издевательства, сексуальные домогательства, в том числе изнасилования, захват заложников, произвольные аресты, разграбление и уничтожение жилищ» — это военные преступления. Почувствуйте разницу.

В использовании «Градов» и кассетных бомб для неизбирательного поражения целей авторы доклада уличили обе стороны.

Миссия торжественно заявила, что ее задача была ограничена сбором и подтверждением фактов. Она не суд. Ее выводы сами по себе не влекут юридической ответственности. В том числе материальной. Хотя, наверное, иски посыплются с обеих сторон.

Политически тоже все остались при своем. Доклад не сулит ничего приятного Саакашвили, которого и так теснит оппозиция. Не выигрывает в международном имидже Россия, хотя ей доклад не указ. Не изменил позиции Евросоюз.

Через два часа после вручения доклада послам шведский представитель прислал собкору «Новой» заявление, в котором Швеция как председатель ЕС приветствует результат работы международной миссии: «ЕС обязуется обеспечивать безопасность и стабильность Грузии на основе полного уважения независимости, суверенитета и территориальной целостности этой страны, стремиться к мирному и долговременному урегулированию».

Миссия наблюдателей ЕС (МНЕС) в Грузии останется там, чтобы способствовать нормализации и следить за соблюдением прав человека. И без особой надежды требовать, чтобы ее пустили в Южную Осетию и Абхазию. ЕС будет наращивать обещанную финансовую поддержку восстановлению Грузии, помогать перемещенным лицам... У изгнанных из Южной Осетии грузин есть хотя бы шанс устроить свою жизнь за счет международного сообщества, чьи организации работают на «основной» территории Грузии.

Россия добилась, пожалуй, единственной цели, которой добивалась: Грузию теперь не скоро примут в НАТО. Но реформировать ее армию и вооружать будут. И после этого точно не повернуть ее взора с запада на север.

По данным доклада, Грузия в ходе пятидневной войны потеряла убитыми 170 военнослужащих, 14 полицейских, 228 мирных жителей. 1747 человек ранены. Российские военные потери составили 60 убитых и 283 раненых. Власти Южной Осетии сообщили о 365 убитых, военных и гражданских. Более 100 тысяч человек с обеих сторон вынуждены были покинуть свои дома, около 25 тысяч этнических грузин до сих пор не могут вернуться домой в Южную Осетию. Война не решила ни одной из политических проблем, а в некоторых отношениях политическая ситуация стала сложнее, чем до нее.