В Хьюстоне пройдет третий фестиваль российского кино
На модерации
Отложенный
Фестивали множатся как грибы. Как будто едва успевают за стремительно растущей кинопродукцией, которую совершенно необходимо донести до зрителя. При ближайшем рассмотрении оказывается, что хоть поток фильмов и силен, да кино большей частью необязательное. Если что и пропустил, то не беда. А даже экономия денег и времени.
Однако фестиваль фестивалю рознь. Хьюстонский фестиваль российского документального кино уже третий год подряд знакомит жителей Хьюстона и Далласа с достижениями российских документалистов. В силу того, что на сегодняшний день большинство российских телеканалов не демонстрируют независимое оппозиционное кино, фестивали, подобные хьюстонскому, часто являются единственными площадками, на которых можно увидеть провокационные и по настоящему опасные для российской власти картины. О том, что эти фильмы в России не востребованы, говорит уже тот факт, что финансировались они большей частью европейскими кинослужбами и агентствами.
Картины, представленные в новой программе фестиваля, к сожалению, не позволяют судить о состоянии дел в российской документалистике по той причине, что их слишком мало. Но о настроениях в стране и в кинематографе по ним судить можно.
Фавориты программы фестиваля этого года - «Наша родина» Виталия Манского и «Революция, которой не было» Алены Полуниной - фильмы известных мастеров и уже с успехом показанные на международных фестивалях. Оба фильма затрагивают социальную тематику, а Алена Полунина вдобавок пытается разобраться в природе российского революционного протеста. Долго и настойчиво (продолжительность каждого фильма 1,5 часа) авторы беседуют со зрителем о тяжелой жизни в современной России.
Фильм Манского рассказывает о собственном его, Виталия Всеволодовича, школьном классе, в котором он учился в семидесятые годы во Львове в средней общеобразовательной школе. Судьба одноклассников Манского похожа на судьбы всех его современников. Кто уехал в Израиль, кто в Америку, кто отсидел и вернулся, кто уехал в Россию, а кто-то остался во Львове. Это калейдоскоп лиц знакомых людей, которые живут трудно везде, и в России, и на Украине, и в Штатах, и в Израиле. И жизнью рискуют по пустякам, и хлеб добывают великим трудом. Представленные в фильме истории Манский обобщить не пытается, зато на протяжении всей картины задает своим собеседникам один и тот же вопрос: а где, собственно, у вас, друзья, Родина? В Израиле? Америке? А пионерскую клятву вы какой стране давали? Нет ли в вашей эмиграции предательства?
Среди одноклассников Манского нет ни одного успешного жителя Украины или России. Все, кто чего-то достигли, добились этого за границей. Там они проживают в достатке, но в полном духовном разложении, как, например, лучший офтальмолог Калифорнии Элла Грингаус. Получается, что те, кто уехали, променяли Родину на материальный успех. А Родина в свою очередь предала тех, кто остался в ней жить. Обделила их материальными благами, зато наделила духовным метанием, беспокойством, и мукой. Вполне по Солженицыну, Достоевскому и Толстому.
Как раз то, что так любят европейцы, и за что с удовольствием платят деньги.
Фильм Алены Полуниной «Революция, которой не было», также полон противоречий, но в отличие от «Нашей родины», насыщен богатой фактурой и очерковой целостностью. В нем рассказывается о маргинальной партии национал-большевиков Эдуарда Лимонова, которые почти единолично затеяли совершить в России государственный переворот. Им сочувствуют гроссмейстер Гарри Каспаров и бывший премьер Михаил Касьянов, но в первом нацболов не устраивает национальность, а второго не устраивают сами революционеры. Народной поддержкой нацболы, по их собственным признаниям, не пользуются. Таким образом, наши герои пытаются устроить народную революцию в вакууме, без соратников и без народа.
Нацболы претендуют на то, что отражают интересы всей страны. Фильм Полуниной сделан с претензией на раскрытие тайны русской души, но страдает той же маргинальностью, что и его персонажи. Если он задуман как зеркало, в которое должны смотреться россияне и видеть в нем свой истинный облик, то это зеркало получилось кривым. Облика россиян в картине нет, а есть лишь очерк питерских маргиналов, да и тот намечен пунктиром. Западного зрителя картина также вряд ли устроит, ибо, как и Манский, автор не делает попытки анализа политической и социальной ситуации в стране, а в истории провалившегося государственного переворота не рассказывает, против чего же, собственно, восстают персонажи.
Немезида нацболов - Путин, имя которого в фильме упоминается многократно, так и не раскрывается в фильме, оставаясь таинственным фантомом. Что это, упущение автора? Или боязнь цензуры и возможных репрессий тоталитарного государства?
Пожалуй, главным, и едва ли не единственным достоинством фильма является его главный персонаж Анатолий, который очерчен хоть и схематично, но убедительно. Это человек, предавший идею, чужой среди своих, который запутался в собственных убеждениях и потерял ценностные ориентации. После предательства партии и лично Лимонова, Анатолий, в прошлом второй человек среди нацболов, разжалован в рядовые солдаты, в то время как его сын, герой и боец, становится личным телохранителем Лимонова. Зависть, обида, и жалость к себе заставляют Анатолия искать другую идею, за которую можно бороться. Этой идей становится, вполне естественным образом, православие.
Жизнь в современной России не ограничивается, однако, поиском ответов на экзистенциальные вопросы - кто виноват и что делать. Фестиваль предлагает зрителям фильмы о поэзии и фильмы-поэмы: «Прогулки с Бродским» режиссеров Елены Якович и Алексея Шишова, короткометражный фильм Галины Красноборовой «Девять забытых песен», а также мультипликационную биографию «Страсти по Шагалу» режиссера Андрея Мельникова. Трудно ли, легко ли живется сегодня в России, творчество ее кинематографистов разнообразно, что и отражено в должной мере в программе нового фестиваля российского документального кино в Хьюстоне.
Комментарии