Цензура на российском ТВ: резчики по живому
На модерации
Отложенный
Про трансляцию церемонии ТЭФИ на Пятом Канале (Санкт-Петербург), из которой в очередной раз вырезали то, что говорилось на вручении, а печатные СМИ все это опять напечатали.
26 сентября состоялась церемония награждения победителей телеконкурса «ТЭФИ-2009». Впервые за 15 лет церемония прошла в Северной столице, а трансляцию осуществлял Пятый Канал (Санкт-Петербург). Бдительные московские телеобозреватели, бывшие на церемонии, не поленились после этого еще и посмотреть телеверсию, и к понедельнику они уже знали, чем заполнить отведенные им газетные полосы.
Как всегда, написали о том, что на вручении говорилось, а из телетрансляции было вырезано. Это уже даже стало своеобразной традицией на ТЭФИ. Среди вырезанного на этот раз была шуточная речь Михаила Сеславинского (глава Федерального агентства по печати), сказавшего про необходимость появления штаб-квартиры телеакадемии в Питере, - в качестве одного из аргументов им было зачитано приветствие Владимира Путина. Также были вырезаны шутки по поводу нововведений в русском языке в исполнении Хрюши и Степаши, смешные оговорки в фамилиях лауреатов; наконец, речь телеведущего Владимира Познера:
«Я хочу поблагодарить судьбу... Я ведь пришел на экран, когда мне было 52 года, когда многие подумывают о пенсии. Меня на экран не пускали в советское время. Не будь перестройки и гласности, Михаила Сергеевича Горбачева и Александра Николаевича Яковлева, этого бы не было. Я эти фамилии называю совершенно преднамеренно. Я счастлив, что попал на это время». И далее - пятиминутная овация гостей церемонии, которую тоже вырезали.
Людей всегда больше волнует то, о чем не пишут или не показывают, - это, так сказать, заложено в природе человека. Если в эпоху до Интернета еще можно было что-то такое вырезать на ТВ так, чтобы об этом не узнали, то сегодня это почти невозможно. Мало того - только хуже будет. Механизм очень простой, на четыре такта:
- газеты и радио, которым нужны скандалы, радостно печатают и воспроизводят все то, что было вырезано из телевизора, - это раз;
- это безобразие комментируют те, чьи слова пострадали, - два;
- в обсуждение бурно вступает Интернет - это три;
- вырезанное немедленно приобретает характер общеизвестного, да еще и снабженного пометкой «цензура!» - в результате оно становится известно даже глухонемым; даже тем, у кого нет телевизора; и даже тем, кто еще не знает, что такое телевизор. Это четыре.
То есть сокращенное, выброшенное, вырезанное приобретает еще большую популярность, еще большую известность, чем если бы это с утра до ночи крутили по ящику.
В прошлые годы история с телетрансляцией ТЭФИ заканчивалось обычно на четвертом ходу, но в этот раз додумались вырезать, так сказать, главное. Вырезали благодарственную речь человека, который еще недавно был президентом ТЭФИ, а в этом году получил главный приз - «За вклад в историю телевидения». Когда он об этом узнал из газет, то заявил, что его вырезали не случайно, - и это неожиданно стало пять. И за этим сразу последовало шесть: опровержение Пятого канала, пресс-служба которого заявила, что это не цензура никакая, а сокращения носили «технический характер». Это породило семь: полемику в блогосфере о том, технический ли характер носили сокращения или все-таки политический. В качестве опровержения (восемь!) Пятый канал показал в специальном выпуске те места из церемонии, которые были вырезаны - мол, глядите, довольны?.. В этом коротком сюжетце тоже, конечно, далеко не все было, и слова были не все, но Бог с ним. Не это главное. Главное - весь этот геморрой вместо праздника, не говоря уже о репутации телеканала.
Зачем вам все это, господа?.. А с каждым годом эта история будет все длиннее. Миллионы людей не знают, чем заполнить свои ЖЖ. Они завели его, как заводят щенка, а тот регулярно требует информационной каши. И эти ЖЖ будут заполняться в том числе и всем тем, что вырезают по соображениям политкорректности или по политическим соображениям.
Если это просто похабщина, это будет интересно похабникам. Если это политика, это будет интересно всем - потому что про политику вообще у нас мало интересного.
Поставить что-либо в Интернет - то есть сделать это достоянием общественности - дело одной минуты. Вывести в топ - сложнее, но вполне возможно. Народная демократия в действии: то, что попадает в топ Яндекса, уже становится поводом для СМИ. Круг замкнулся. К чему я все это? К тому, что скрыть от читателя/зрителя скоро нельзя будет ничего. Единственная возможность сделать так, чтобы на информацию не обратили внимания, - поскорее публиковать и пускать в эфир все как есть.
Хотя всякий раз, когда с интересом смотришь в Интернете вырезанное с ТВ, всегда испытываешь разочарование: из-за чего такой шум? Ведь хоть бы на грамм крамолы, так нет же - на ТЭФИ сплошь безобидные вещи говорят, шутят. Крамолой это делают исключительно те, кто вырезает, - самим фактом вырезания, так сказать. Такой парадокс: именно те, кто вырезает, сами и являются породителями крамолы, карбонариями, révolutionnaire, понимаете, какая штука получается?
А теперь еще несколько еще слов по поводу речи Познера, уже чистая поэтика.
Объясняя причины сокращения телеверсии, пресс-служба Пятого канала упомянула волшебное слово «технический» («Все сокращения носили сугубо технический характер»). Это слово - гигант: за ним скрываются бездны, подвалы смыслов. Раньше в таких случаях говорили: боги не желают этого. А теперь говорят: технические причины. Тут еще забавно, что люди, которые сократили речь Познера, тоже в просторечии называются «техническими работниками». Они-то и вырезали из трансляции то, что посчитали малозначимым или менее важным.
Мы все - я написал бы даже «весь мир» и ничуть не погрешил бы против истины - обязаны нашей нынешней жизнью одному человеку - Михаилу Горбачеву. Вы можете его ненавидеть, презирать, ругать и прочее - но вы не можете не согласиться с тем, что именно этот человек, может быть, даже сам того не желая, этот мир изменил 24 года назад. Все остальные изменения, которые с нами произошли за эти 24 года, являются лишь следствием этого главного изменения.
Далее, ради пущей театральности, последует еще более трудночитаемое предложение в духе Льва Толстого.
Если технический редактор, имя которого неизвестно, вырезает из телетрансляции благодарность человеку, который изменил не только судьбу Познера, но и судьбу всего человечества, и вырезает это как то, что, по его мнению, не настолько важно, то мне хочется узнать: что же, в таком случае, является более важным, по мнению этого человека?
На мой взгляд, вырезать благодарность Горбачеву из эфира по «техническим причинам» звучит еще более абсурдно, чем вырезать его по «политическим причинам».
Вполне возможно, что М. С. Горбачев в сознании миллионов телезрителей не является тем человеком, к которому можно испытывать благодарность. И решение технических сотрудников можно объяснить так: они просто не хотели лишний раз расстраивать россиян. Тогда все логично: не говорите и впредь никому про М. С. Горбачева. Возможно, вам удастся скрыть факт его существования от людей.
Именно этим бессмысленным цензурированием и порождена ситуация «информационной девственности», при которой даже текст Подрабинека становится откровением. Телевидение, которое отучает людей от существования какой-либо реальности, кроме телевизионной, достигает противоположного результата: человек совершено не имеет прививки против другого мнения и, неожиданно обнаружив его, впадает в бешенство. Если бы вырезали чуть поменьше, может, и реакция была бы здоровее.
ОПРОС:
Следует ли ввести цензуру на российском телевидении?
Комментарии
Не нравится - не смотрите. Проще некуда. ))
А Познер разорался. Сваливал бы уже во Францию, как собирался.
хотя уже и не едет никуда ))
"я там был, поссать ходил - вырезали, сатрапы"
хорошо хоть собрания Каспаровцев не показывают, а то было бы вони: "а тута у нас был пятиминутный перекур, а его подлые путинские сатрапы-цензоры вырезали!"
я вас решительно не понимаю!
это же мечта любого телезрителя.