Здравствуй, школа, новый год

У школьников в этом сезоне одна проблема за другой: их не кормят, сокращают школьный персонал, сливают целые классы

В Москве появилась школа-призрак. Государственную столичную гимназию открыли в 1993 году, а в 2007-м оказалось, что здание этой одной из лучших школ трещит по швам. Гимназию решили снести, а на ее месте построить новую. Пока классы пристраивали по соседним школам, грянул кризис, и перестройку отложили на неопределенный срок. Учителя и ученики так и ютятся кто где, хотя формально работают и учатся все в той же гимназии. А пустующее здание продолжает разрушаться.

То, что случилось с гимназией, можно считать несчастным случаем: кто мог предвидеть, когда ее решали сносить, что случится кризис? Но многие школы попали сейчас в трудное положение только из-за того, что чиновники не смогли предвидеть вполне очевидных вещей. Например, сразу несколько московских школ могут сейчас быть закрыты только потому, что в правительстве не думали, что будет, когда летом вносили поправки в Бюджетный кодекс.

Представитель департамента образования Москвы Александр Гаврилов поясняет: новый Бюджетный кодекс запрещает финансировать работу школ федерального подчинения из бюджета региона. Все московские школьники с первого по четвертый класс завтракают в Москве за счет города. И вот теперь оказалось, что дети, которые учатся в школах федерального подчинения, не получат завтраков и обедов.

Город перестал давать деньги школьникам-федералам. Теперь содержать школьные столовые должны родители. Проблема в том, объясняет директор московской школы №91 Михаил Дюкарев, что любая школа обязана предоставлять детям питание. Это требование Роспотребнадзора. Дюкарев объясняет на пальцах: «Если большинство родителей не смогут платить, комбинат питания не будет нас обслуживать, и санэпидемстанция нас просто закроет». В школах, которые попали в такое положение, учатся около тысячи детей.

Девятиклассник Костя Добровольский из 91-й школы носит теперь с собой бутерброды. «Другие родители скинулись на питание, получилось по 150 рублей в день. Для нашей семьи это большие деньги», - говорит его мама Анастасия. В их семье шестеро детей. Родители уже обращались к мэру столицы Юрию Лужкову, но ответа пока не получили. В городском департаменте образования Newsweek пояснили, что столичные власти и сейчас готовы оплачивать завтраки детей-москвичей. По словам Александра Гаврилова, департамент уже подготовил обращение в Минфин, чтобы получить на это специальное разрешение.

В Минобрнауки говорят, что всего по стране школ федерального подчинения меньше 1% и до сих пор проблем не возникало. «Конечно, не возникало - учеба-то только началась», - в один голос говорят родители из 91-й школы. Они уже написали в московскую прокуратуру: «В бюджете Москвы об экономии на детях нет ни слова, к тому же деньги на их питание были заложены еще в начале года».

Кто в итоге даст денег - Москва или центр, - пока не ясно. Минобрнауки объявило жесткий режим экономии. Расходы федерального бюджета на школьное образование в следующем году составят 31,9 млрд рублей. Это на 16% меньше, чем в этом. Министерство рекомендует всем средним школам пересмотреть свои траты и сократить их.

В регионах самый распространенный способ экономии - сократить классы. Накануне 1 сентября родителям восьмилетней Оли Махоткиной из школы №28 в поселке Ларцевы Поляны, пригороде подмосковной Коломны, предложили перевести дочку в другую школу.

2-й «Б», в который должна была пойти Оля, из-за кризиса решили расформировать. До новой школы - 2,5 км пешком по лесу, дорога не освещается. Девочка говорит, что ей ходить там темно и страшно.

Все родители второклашек от перевода отказались, и теперь в уцелевшем 2-м «А» - 35 учеников. «Дети рыдали: класс маленький, 25 метров, и парты стоят боком - иначе всех не рассадишь», - говорит Наталья, мама Оли. Тут не только сколиоз, но и косоглазие заработаешь, переживает она. Еще ее волнует, что дети уже выучили важный урок: чиновникам на детей наплевать.

Сократив в школе №28 два класса - второй и десятый, - коломенские чиновники действовали в духе последних пожеланий Минобрнауки по сокращению расходов. С кризисом в Коломне начали бороться еще в прошлом году - сократили обслуживающий персонал и сторожей. Потом взялись за кружки: перестали доплачивать педагогам за внеклассную работу с детьми - кружки закрылись. Теперь сокращают самих школьников, жалуются родители.

Сколько администрация Коломны сэкономила на слиянии четырех классов, замглавы администрации города Александр Мешканцов, курирующий школы, сказать Newsweek отказался. Но передал через секретаршу, что речь идет не о сокращении, а об оптимизации расходов. «Подленько с нами поступили: поставили перед фактом, свалили все на кризис, а детям теперь по полтора-два часа в день приходится на дорогу тратить», - возмущается решением администрации Юрий Янушевич, отец десятиклассницы Ани.

Десятый класс перевели в школу №12, в 15 км от поселка. Добираться туда нужно сначала на автобусе, а потом еще на трамвае. Администрация выделила школьникам «Газель», но ходит она нерегулярно. Однажды она не приехала, и дети шли домой пешком - денег на общественный транспорт у них с собой не было.

«Этому слиянию в новой школе никто не рад: в классе уже начались драки и у мальчишек, и у девчонок», - говорит Янушевич. «Ничего удивительного: переход в другой класс и в другую школу - всегда стресс для ребенка», - говорит Татьяна Муха, нейропсихолог центра «Образование в развитии». Если же изменения происходят в худшую сторону и против его желания, то это двойной стресс, продолжает она. «Последствия могут быть самыми тяжелыми, - поясняет Муха. - Как правило, реакция бывает двух видов - либо депрессия, либо агрессия».

Впрочем, слушать психологов никто и не собирается. Их уже увольняют в школах Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Благовещенска, Пензы и многих других городов России. Штатные психологи появились в школах лишь десять лет назад. В 90-х годах шли бурные дискуссии, нужны ли они вообще детям. Практика показала, что вместе с ними решать конфликты стало гораздо проще. «Делается гигантский шаг назад, - считает Сергей Комков, президент Всероссийского фонда образования. - Когда финансовые проблемы растут, а эксперименты в школах продолжаются, то помощь нужна и детям, и самим учителям».

Сейчас дети и педагоги российских школ готовятся к новой волне «оптимизации расходов». В сельских школах Воронежской области, например, после всех сокращений учителя «по совместительству» работают вахтерами, поварами и уборщицами.