Палата для общественников

Новый состав «президентской квоты» Общественной палаты в очередной раз демонстрирует, что Дмитрий Медведев ориентирован на изменения, хотя и очень осторожные. Сама палата изначально создавалась как орган, включение в состав которого означает «официализацию» статуса того или иного общественника. Что-то вроде ордена, вручаемого за многолетнюю плодотворную деятельность. Не случайно, что в составе палаты по квоте общественных организаций оказалась Алла Пугачева. Не исключено, что сейчас она покинет этот орган – новый состав палаты президент старается сделать более «рабочим».

Показательно, что из состава палаты выведены лидеры конфессий – муфтий Гайнутдин и Берл Лазар, а на освободившиеся места пришли их же ближайшие сотрудники, у которых, видимо, будет больше возможностей не для представительства, а для конкретной работы. То же самое можно сказать и об уходе из палаты ряда других статусных персон, для которых членство в этом органе было только дополнением к их многочисленным регалиям. Смена представителя Русской православной церкви в палате была предсказуемой – место проигравшего выборы патриарха митрополита Климента занял доверенный человек нынешнего предстоятеля, протоиерей Всеволод Чаплин (тоже, заметим, не самый сановитый представитель церкви).

С желанием придать палате более рабочий характер может быть связано и включение в ее состав двух признанных отечественных инноваторов – Евгения Касперского и Николая Добровольского. Примечательно и назначение Елены Лукьяновой, члена КПРФ, адвоката, представлявшего интересы Гарри Каспарова и участвовавшего в защите Михаила Ходорковского. Лукьянова входила в предварительный список членов президентского совета по развитию гражданского общества и правам человека (напомним, что в этом году в состав этого совета вошли такие известные критики власти как Ирина Ясина, Елена Панфилова и др.), но в последний момент ее имя из списка исчезло без объяснений. Утверждали, что оппозиционная деятельность Лукьяновой вызывала недовольство в президентской администрации. Но, как выяснилось, не у самого президента, который сейчас лично делегировал ее в состав Общественной палаты.

Разумеется, полного забвения «представительской» составляющей не произошло. Много разговоров вызвало назначение членом палаты Тины Канделаки – возможно, на это решение повлияло то, что она ведет шоу «Нереальная политика» вместе с Андреем Колесниковым, одним из ведущих журналистов «кремлевского пула», а ныне – главредом «Русского пионера», колонку в котором опубликовал Владимир Путин.

А в приложении к этому журналу был опубликован нашумевший роман «Околоноля», автором которого политическая и околополитическая «тусовки» считает Владислава Суркова.

Я думаю, что есть одно решение Медведева, особенно значимое для него лично – хотя и из области «представительства». Это Герой России Сергей Мыльников, получивший эту награду из рук президента за героизм, проявленный в прошлогодней августовской войне. Мыльников в общественной деятельности участия не принимал, но, видимо, для Медведева значимо показать, что солдат не забыт (а то у нас часто вспоминают только о мертвых героях, а живые как-нибудь сами о себе позаботятся).

Будет ли работоспособен новый состав Общественной палаты? Вопрос этот непростой и связан не столько с конкретными фамилиями, сколько с правами этого органа. Напомним, что он создавался одновременно с отменой выборов губернаторов и одномандатных округов на выборах в Госдуму. Явные ущемления избирательных прав граждан тогда решили компенсировать созданием представительского органа, призванного символизировать диалог власти и гражданского общества. Однако возможности Общественной палаты существенно ограничены – это консультативная структура, обладающая крайне слабым влиянием на законотворческий процесс.

Если президент заинтересован в повышении роли Общественной палаты, то необходимо расширять ее возможности. Разумеется, предоставить законодательную функцию не избираемому, а комплектуемому органу невозможно (сейчас же не начало ХХ века, когда такими правами обладал как раз «назначаемо-комплектуемый» Государственный совет!).

Но есть вариант, предлагаемый Еленой Лукьяновой – наделить палату законодательной инициативой. Для этого, правда, надо поправить Конституцию, но старт поправкам в прошлом году уже дан, так что говорить о ее неприкосновенности теперь нельзя. К тому же эта поправка не ущемляла бы права граждан, а, напротив, расширяла бы эти права.