Куда мы идем?

Может, и не идем. Лектор в бородатом советском анекдоте говорил: стоим, товарищи, одной ногой в социализме, а другой – в коммунизме. На что колхозник из зала замечал: и долго так, в раскоряку, стоять будем?

Нынче держава Российская стоит одной «ногой» на демократической кочке, а другую держит на весу: то ли хочет топнуть как следует, то ли шагнуть куда-то дальше, то ли, с прыжка, заехать голой пяткой в безымянную морду.

Вроде шатко все это. Долго не устоишь. Топнешь – утонешь; шагать вроде и некуда; чтобы бить, надо для начала хоть определиться - кого, имечко узнать… А для двух ног демократическая кочка маловата.

Главное – это конституция.

А это что за цаца такая? Декабристы в 1825 году своих мятежных солдат тоже заставляли кричать: даешь конституцию! Когда же одного солдатика спросили – кто это? – то и ответил солдатик просто: Конституция, супруга цесаревича Константина…

А на кой она, такая «супруга», нужна? И не супруга она вовсе. Размытость норм и возможность различных толкований делают из Конституции Проституцию, публичную девку, готовую удовлетворить бездарного адвоката, ловкого психиатра, и настоящего полковника. А кого удовлетворяет ее, Конституции, отпрыск - Уголовный Кодекс? Известное дело - кого, если, например, в формулировке ст. 159 (мошенничество) самые частые слова «или» и «либо», а наказание простирается от штрафа в 200-700 МРОТ до лишения свободы на максимальные сроки в 3, 6 и десять лет – в зависимости от степени тяжести и толкования оного… Даже беглое ознакомление с остальными статьями Кодекса позволяет сформулировать внутренний принцип этого юридического опуса: есть деньги – плати, нет денег – сиди. Потому-то и появляются смехотворные приговоры в виде 9 условных (читай: виртуальных) лет лишения свободы за грабеж и разбой, потому-то так быстро оказываются на свободе убивцы, душегубы и мазурики. Террористы в том числе.

Рейтинг – вот парус ХХI столетия! «Репортеры без границ», определяют России 140-е место (впереди – и Таджикистан, и Азербайджан, и Киргизия) в рейтинге свободы прессы.

Опрашивали, как сообщается, «сотрудников общественных организаций, журналистов, правозащитников, ученых и экспертов». По каким критериям эти «специалисты» определяли степень «свободы», можно только гадать. Достаточно подойти к любому газетному лотку и наугад взять с десяток экземпляров любых изданий, чтобы определить России место хотя бы в первой десятке. Большая часть прессы пользуется лексиконом Киркорова, порнушка продается напротив детского сада, а Юлию Калинину и вовсе несет. А они – 140-е место…

Впрочем, проблема – как в составителях рейтингов (на чьем они довольствии?), так и в самих опрашиваемых. Если, например, опрашивать по списку всех графоманов, отвергнутых редакциями литературных и иных журналов, то мы вообще окажемся за пределами рейтингов, вне всякой свободы. Но это компетенция «Психиатров без границ», если таковые, конечно, существуют…

Моделирование ситуаций, прогнозы и т. д. – весьма популярная штука. Но наличие «неучтенки» в задаваемых параметрах долго еще будет водить за нос пользователей этих моделей, каковыми являются, конечно же, политологи и политтехнологи. Гуманитарная «составляющая» в этих моделях нулевая. Нефть, доллар, евро, фондовые рынки, геополитические сдвиги… Как говорится, Обама отдельно, Бог отдельно… Но очень трудно обмануть художественное чутье, потому-то появлялись и появляются на свет весьма показательные кинематографические антиутопии типа «Водного мира», «Судьи Дрэдда» или «Пятого элемента», в которых наглядно демонстрируются будущие безумные успехи прогресса и земной цивилизации. Как будто уже был конец света, Страшный суд прошел, отделили святых от грешных, овец от козлищ, а часть мира «забыли», оставили развиваться по инструкциям политтехнологов, адептов высокотехнологичного постмодерна и финансовых спекулянтов.

Туда ему и дорога. Уж лучше в раскоряку, на одной ноге, а вторая – наготове…