О телевизионной мистике и религии

На модерации Отложенный

Итак, отвечая на вопросы о воскресном выступлении Кашпировского на НТВ: мои худшие ожидания оправдались. И дело не в том, что по ходу передачи многократно звучало слово «сеанс», демонстрировался гипнотический взгляд – и под стать ему подсветка лица ведущего. Все это – как раз ожидаемые милые мелочи, способные удовлетворить ностальгические пожелания поклонников гипнотелесеансов 20-летней давности.

Дело в другом. Меня встревожило то, что основное содержание передачи - «мистическое» в худшем антинаучном мракобесном смысле.

Тут и гнутие ложек, взрывы лампочек, поиск пропавших людей и разоблачение маньяков... В общем, сплошные «чудеса в решете» и очередная «битва экстрасенсов», в которой проигравшей стороной оказываются телезрители. В последние годы вновь, как и 20 лет назад, наблюдается буквально взрывной рост интереса ко всему «сверхъестественному». Здесь и массовая вера в «сглаз» и «порчу», и обращение за «магической» помощью для решения разнообразных жизненных проблем...

Собственно, подробно я писал об этом в нескольких книгах, посвященных развенчанию распространенных обществе иллюзий, мифов и суеверий ("Ироническая магия", "Магия реальна?", "Естественное сверхъестественное"). Насколько "горячей" оказывается эта тема, можно наглядно убедиться на примере обсуждения моего предыдущего поста о телесеансах Кашпировского на портале Newsland.

В чем же истоки описанного регресса культуры и массового сознания? Вкратце можно сказать, что причиной подобной «эпидемии иррациональности» является неуверенность людей в будущем, сложность устройства современного мира, превосходящая познавательные возможности среднего индивида, и отсутствие у многих людей морально-нравственного «стержня».

Вот и бросает их в нетрадиционную религию – ибо все вышеперечисленное по сути является проявлением неоязыческих культов.

Современный "просвещенный" обыватель как будто бы регрессирует, моментально перескакивает из 21 в. на много столетий назад, к примитивным религиозным верованиям своих далеких предков. Поистине, невежество и «сон разума рождают чудовищ».

А что думают об этом представители религий традиционных? Насколько важна сегодня религиозная культура? Каково место религии в современном мире растет? Эти вопросы станут предметом обсуждения международной научной интернет-конференции «РЕЛИГИЯ И ПОВСЕДНЕВНОСТЬ»

По моему мнению, для многих верующих религия становится способом решения экзистенциальных проблем. Возможно, это применимо даже и на уровне социальном. Я внимательно слушал воскресную проповедь Верховного муфтия Талгата Таджуддина (которого знаю с 2002 г.). Проповедь, посвященная мусульманскому религиозному празднику, по своей воспитательной направленности напомнила мне психотерапевтическое обращение: много говорилось о необходимости укрепления духовных ценностей, гуманном отношении людей друг к другу. И главное, на что я обратил внимание – слова Таджуддина о необходимости поддерживать единство страны и общность разных конфессий на духовно-нравственной основе. Наводит на размышления...


ОПРОС: Верите ли вы в пользу от Кашпировского и Чумака?