Железнодорожники не хотят понимать андеграунд
Электропоезда возвращаются в депо, расписанные по самую крышу
Рано или поздно почти каждая электричка, выходящая на линию, оказывается разрисованной граффитчиками, а малярши, как выяснила корреспондент «Гудка», обречены день за днём ликвидировать эти художества.
«Вот видите этот поезд? Даю вам гарантию: завтра он выйдет на линию, а послезавтра придёт в депо раскрашенный», – говорит заместитель начальника моторвагонного депо Санкт-Петербург-Балтийский по ремонту Владимир Павлов.
В цехе, куда он нас ведёт, стоит уже раскрашенная электричка. Несколько вагонов её блестят серебрянкой. «Эта электричка вышла на маршрут неделю назад, пришла сегодня, прошла техобслуживание. Но ночью её раскрасили», – показывая на поезд, один вагон которого действительно изукрашен от крыши до самого низа кузова, рассказывает Владимир Павлов.
В депо на перекраску приходят электрички, которые ходят в двух направлениях – финляндском и балтийском. За восемь месяцев четыре маляра, которые здесь работают, заново выкрасили 152 вагона. А ОЖД на это потратила более 500 тыс. руб.
«Граффитчики приходят раскрашивать электрички даже в депо, ранним утром, с половины пятого до шести утра», – рассказывает Владимир Павлов. На раскраску одного вагона им достаточно 20 минут. Большую часть надписей понять невозможно, но иногда вандалы оставляют послания специально для железнодорожников. «Один раз пришла электричка, где было написано: «Пока вы спите – мы работаем». После таких художеств труднее всего отмывать серебрянку, приходится полностью счищать её и красить вагон в два слоя, иначе краска сворачивается», – говорит Владимир Павлов.
Тем временем в депо две женщины вовсю работают кисточками. Закончив красить один участок, они синхронно переносят стремянку, снова карабкаются наверх. Глядя на них, понимаешь, что выкрасить вагон кисточкой – всё равно что вычерпать ведро воды чайной ложкой. «Смена у нас длится с восьми часов утра до восьми вечера, вот так целый день по стремянке и скачем», – вздыхает одна из женщин. Покраска одного вагона занимает около трёх часов.
«Сейчас в депо уже чоповцев посадили стеречь поезда», – говорит Владимир Павлов.
Со стороны, художества граффитчиков лишены смысла. Однако для них самих «охота» на электрички – серьёзное занятие, к которому они тщательно готовятся. «Все маршруты поделены между командами «бомберов», это целые кланы, между которыми свои отношения», – объясняет правила существования этого мира граффитчик Артём. Сам Артём на вопрос, зачем это делается, отвечает так: «Это протест, скорее всего. Не против системы, а против окружающего, человек выделиться хочет. Юношеский максимализм, тяга к приключениям, отвержение слова «нет!». Суть одна – адреналин и желание выделиться».
Краска для электричек у граффитчиков припасена специальная. «Краски различаются консистенцией и составом. Например, для бомбинга она труднее отмывается, дешевле, больше по миллилитрам в банке, классический цвет – серебро», – говорит Артём.
По его словам, мерой «крутизны» в данном случае служит также площадь раскрашенной электрички. То есть чем больше раскрасил, тем ты круче. «Очень ценятся холтрэйны, то есть полностью сделанный поезд от начала и до конца», – рассказывает Артём.
То есть работы и у милиционеров, и у маляров хватает. В апреле работники ОЖД даже стали красить электрички специальной краской. Её свойства таковы, что в течение суток после нанесения надпись, оставленную граффитчиками, можно смыть, не перекрашивая при этом вагон. «Мы пробовали даже спустя 36 часов смывать, получалось», – говорит Владимир Павлов.
По словам замначальника отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних милиции общественной безопасности Северо-Западного УВДТ Натальи Кашкаровой, чаще всего граффитчики рисуют в парках отстоя Ладожского вокзала, в Белоострове, Посёлке, Приозёрске, Кузнечном. «Граффитчики хорошо организованы, мобильны, и, как правило, это даже не подростки, а взрослые люди – от 17 до 30 лет», – говорит она.
За десять месяцев этого года милиционеры задержали лишь 11 взрослых и восьмерых несовершеннолетних вандалов. В случае поимки нарушителей их привлекают к административной ответственности. То есть попавшийся граффитчик платит штраф в размере 100–300 руб. и возмещает нанесённый ущерб.
«Но ловить их очень трудно. Они успевают разрисовать вагон в парке отстоя, когда мы находимся в другой стороне этого парка, пока добегаем, они уже скрываются. В августе был случай: поезд, находясь на станции Мурино, остановился на три минуты, тут же из кустов выбежали восемь человек и его разукрасили», – говорит начальник милиции общественной безопасности линейного отдела внутренних дел Санкт-Петербург-Финляндский Северо-Западного УВД на транспорте Артур Батагов.
Привлечь к ответственности граффитчика можно, только если его поймали с поличным. «Однако чаще всего получается так: услышали шум, прибежали, кого-то задержали в парке отстоя, а доказать, что именно они разрисовали, невозможно. И привлечь их к ответственности можно только за нахождение на объекте железнодорожного транспорта и переход пути в неположенном месте», – говорит Наталья Кашкарова.
Возможно, что часть граффитчиков попадёт в руки милиционеров уже в конце сентября. С 21 сентября по 2 октября транспортная милиция будет проводить операцию по пресечению правонарушений на объекте транспорта. «Совместно с чоповцами будем проводить массированные рейды и засады, направленные в том числе на пресечение порчи подвижного состава», – уточнила Наталья Кашкарова.
Комментарии