Надвигается дефолт?
Правительства и руководство крупных компаний во всем мире сгибаются под тяжестью долгов, которые, как опасаются многие специалисты, вряд ли когда-нибудь будут полностью погашены.
После того как эмират Дубай, некогда экономическое чудо в пустыне, оказался не в состоянии платить по счетам, финансовый мир встал перед тревожным вопросом: можно ли считать этот финансовый кризис предвестником новых проблем?
Эмират, ставший символом богатства и процветания, прославившийся искусственным островом в форме пальмы и крытой горнолыжной трассой, бьется в тисках финансовых проблем. Однако не только один этот кризис заставляет многих экономистов высказывать опасения, что в мировой экономике есть и другие бомбы замедленного действия. Что будет, если они сдетонируют?
Пока кажется, что тонущие в Дубае капиталы не заставили мировых инвесторов замедлить шаг.
Крупнейшие банки только начинают приходить в себя после прошлогодних финансовых потрясений и с тревогой подсчитывают, насколько их собственная устойчивость зависит от положения отягощенных гигантскими задолженностями корпораций и правительств.
Повсюду, от Балтии до Средиземноморья, раздаются сигналы, напоминающие о грядущей расплате за недавнюю вакханалию кредитов. По мере того как приближается срок погашения краткосрочных долговых обязательств, Россия и другие страны бывшего СССР, быстрый экономический рост которых в недавнем прошлом обеспечивался высокими ценами на нефть, сталкиваются с необходимостью рефинансирования долгов.
Даже в таких богатых странах, как США и Япония, правительства которых, пытаясь оживить замедлившуюся экономику, наращивают государственные расходы, увеличение бюджетного дефицита вызывает опасения в способности их правительств обслуживать растущую задолженность. Особенно в том случае, если кредитные ставки вновь пойдут вверх.
Цифры поражают воображение. В Германии, долгое время служившей образцом бюджетной непорочности в Европе, государственный долг в 2002 году составлял 60% объема национальной экономики, а в 2010-м его размер, по прогнозам, вырастет до 77%. В Великобритании экономисты предсказывают увеличение аналогичного показателя за тот же период вдвое - до более чем 80%.
В Ирландии и Латвии проблема задолженности стоит еще острее. Экономический подъем, обеспечивавшийся дешевым кредитованием и быстрым ростом цен на недвижимость, сменился катастрофическим падением. В Ирландии, как ожидается, в следующем году совокупная задолженность достигнет 83% от ВНП (против 25% два года назад), в Латвии - 50% (против 9% в 2007-м).
В зоне риска находятся Литва, Эстония, Болгария и Венгрия. По мнению специалиста по России и странам бывшего СССР, ведущего макроэкономиста банка Nomura Ивана Чакарова, объем задолженности в этих странах превышает их ВНП.
Мало кто из экономистов верит в возможность дефолта какой-либо из ведущих мировых экономик в ближайшем будущем. Напротив, многие уверены, что в случае опасности богатые страны и Международный валютный фонд предпримут необходимые меры.
Однако ни у кого нет уверенности, что аналогичные меры будут приняты, если банкротство будет грозить частным компаниям. Отягощенные долгами правительства могут последовать примеру Дубая, отказавшегося нести ответственность по обязательствам контролируемой им инвестиционной компании Dubai World.
Управляющий директор отдела глобальных суверенных рисков компании Moody's Пьер Кайллето считает, что существует достаточно оснований опасаться, что в 2010 году неспособность компаний отвечать по долговым обязательствам заставит многие правительства также занять круговую оборону.
Гарвардский экономист Кеннет Рогофф уверен, что у каждой из наиболее уязвимых стран пока еще есть по паре обладающих большими ресурсами покровителей, способных выручить их в критический момент. Однако еще через два года вполне возможна волна дефолтов.
«Когда через пару лет правительства индустриально развитых стран, таких как Германия, Япония и США, столкнутся с необходимостью расплачиваться по собственным долгам, они станут гораздо менее охотно тратить средства на поддержку развивающихся рынков, а точнее, рынков, которые они сейчас считают развивающимися», - говорит Рогофф.
Согласно расчетам независимого аналитика Гэри Кляймана, необходимость обслуживания растущей горы долгов может вынудить развивающиеся рынки прибегнуть к дополнительным заимствованиям на сумму более 65 млрд долларов в одном только 2010 году.
Но если государственный долг пока еще представляет из себя только потенциальную опасность, то долг корпоративный - угроза более близкая. За последние пять лет корпоративное заимствование увеличилось во много раз. По расчетам Кляймана, в течение ближайших лет корпорациям предстоит погасить долги на сумму порядка 200 млрд долларов. Примерно половину этой суммы, считает он, предстоит выплатить компаниям из России и Объединенных Арабских Эмиратов. Кляйман называет это ахиллесовой пятой современной глобальной экономики.
Во многих странах тревожный звонок для компаний уже прозвенел. Китайские компании в 2010 году буду вынуждены занять дополнительно 8,8 млрд долларов, мексиканские 11 млрд.
Аналитики JPMorgan Chase считают, что в период с 2006 по 2008 год российские компании задолжали банкам 220 млрд долларов, что соответствует примерно 13% российского ВНП. В Эмиратах аналогичные показатели составляют, соответственно, 135 млрд долларов и 53% ВНП, в Казахстане 44 млрд долларов и 44% ВНП.
В прошлом компании, оказавшиеся не в состоянии отвечать по своим обязательствам, могли рассчитывать на поддержку со стороны правительств. Но в последнее время уже имели место случаи объявления дефолта, вызванные отказом правительств исполнять предполагавшиеся за ними, но не оформленные юридически обязательства гарантов.

Комментарии