Байкал - разменная монета \"Единой России\"
На модерации
Отложенный
2 августа наш город осчастливил своим приездом руководитель российских единороссов, премьер-министр России и самый влиятельный политик государства В.Путин. Как будто бы случайный визит стал совершенно неслучайным событием как для областного центра, так и для главного очага напряженности в области - г. Байкальска. Итак, по своему приезду В.Путин поспешил развлечь себя погружением ко дну Байкала на глубоководном батискафе, а затем сделал сенсационное для жителей области заявление о том, что Байкал совершенно чист и принадлежащий Олегу Дерипаске БЦБК в Байкальске можно временно открыть. Предприятие было остановлено из-за нерентабельности и отсутствия сырья в октябре прошлого года.
И казалось, по крайней мере, иркутской общественности, депутатам и представителям региональной власти, что вред Байкалу БЦБК приносить никогда больше не будет. А новая история БЦБК и его второе рождение начались 15 июля этого года. Пресс-служба правительства Иркутской области распространила информацию о том, что губернатор Дмитрий Мезенцев в ходе консультаций о судьбе предприятия в Москве безоговорочно поддержал идею временного запуска Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
Мировая и российская общественность совершенно неоднозначно отнеслась к такому кардинальному выводу российского премьера и губернатора Мезенцева. Тем более, что история вопроса о деятельности комбината насчитывает уже более 40 лет. И сами федеральные власти неоднократно пытались прекратить деятельность предприятия, на сотни километров отравляющего уникальный природный объект, находящийся под защитой ЮНЕСКО. Достаточно вспомнить недавний судебный процесс, инициированный Росприроднадзором России против предприятия Олега Дерипаски по взысканию с комбината огромных денежных сумм за загрязнение Байкала.
К слову сказать, история эта довольно странная и даже у граждан, непосвященных в таинства осуществления правосудия, порождала вопросы. Например, почему сумма, заявленная в исковом заявлении, с 4 миллиардов рублей сократилась до 400 миллионов рублей? Можно ли говорить о безграмотности специалистов Росприроднадзора? Кстати, 4 миллиардов рублей, взысканных с олигарха, вполне хватило бы на перепрофилирование БЦБК и создание рабочих мест в г. Байкальске. Но, как говорится, не случилось. Так какую цель преследовало правительство?
Соблюдение законности при пользовании природными ресурсами? А может, государственный надзорный орган использовался как инструмент для банального шантажа владельца группы компаний Базовый Элемент? Если судить по результату, то становится ясно, что в очередном политическом гамбите, разыгранном Единой Россией и правила игры, и ставки скорее были известны только двоим, а именно В.Путину и О. Дерибаске. А если это так, то использование власть имущими в качестве заложников между олигархией и силовой олигархией жителей г. Байкальска, нужно назвать верхом подлости и цинизма.
Надо сказать, что с момента своего создания в 61 году, как детища времен холодной войны против Америки и Запада, Байкальский комбинат встретил немало противников в рядах Советских ученых. «В конце 80 годов были сделаны замеры точные, показавшие, что влияние БЦБК инструментально распространяется на 90-110 километров от того места, где выбрасываются воды.
А нам тоже говорили, кто-то приезжает, пьет воду - какая она чистая. - говорит Советник Российской академии наук, академик Алексей Яблоков. - На самом деле до 90 километров байкальская жизнь оказалась испорчена. Сейчас, я думаю, и побольше, чем 90 километров, испорчена БЦБК. Когда посчитали, сколько стоят ежегодные сбросы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, то оказалось, что комбинат должен платить миллиарды рублей в государственную казну, если он будет продолжать работать. Вот эти цифры очень важны, потому что все остальное надо сопоставлять с этими цифрами. Временно - это за счет природы, временно - это за счет будущих поколений, временно - это за счет гибели объектов всемирного наследия. Конечно, можно вообще распродать родину, можно пепелище сделать вместо страны России, которая была богата».
А потому аргумент премьера В.Путина «Не мы его открывали, не нам его закрывать» вряд ли можно признать достаточно весомым. Надо сказать в качестве альтернативы, что г.Байкальск имеет самые большие перспективы по включению его и его окрестностей в особую экономическую зону (ОЭЗ).
Байкальск - компактный город, выросший рядом c БЦБК в 162 км от Иркутска. В настоящий момент производство на комбинате остановлено, что стало для города настоящей социальной катастрофой.
Однако город имеет развитую коммунальную инфраструктуру, доступен по автомобильной и железной дороге, здесь есть большой парк, галечный пляж на берегу Байкала и т.д. В непосредственной близости расположен горнолыжный курорт «Гора Соболиная», - сообщает интернет ресурс «ЖЖ usovevg». В ряду заявлений главного единоросса В.Путина прозвучало и то, что в федеральном бюджете достаточно средств для запуска комбината. Но не лучше ли эти деньги потратить на создание в Байкальске курорта и сети отелей для развития ОЭЗ? Неужели люди, много лет нюхавшие вонь комбината и сам объект всемирного наследия не заслужили этого?
Координатор Байкальского проекта российского отделения Гринпис Роман Важенков инициативу губернатора Мезенцева о возобновлении работы БЦБК прокомментировал так: «Либо, как человек новый, он еще не полностью вник в ситуацию, которая происходит в городе Байкальске и на самом БЦБК, либо он ведет себя как абсолютно безответственный человек, а потому нельзя, чтобы такие люди занимали такие важные посты».
Сибирское отделение Российской академии наук произвело расчет возможных перспектив развития Байкальска и Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. В соответствии с этими расчетами, ни при каком варианте производства целлюлозы БЦБК не может стать эффективным производством, способным самостоятельно поддерживать себя на плаву. В любом случае либо он будет терпеть убытки, либо эти убытки будет терпеть государство, которое каким-то образом будет убытки предприятий компенсировать. Таким образом, заявление о временном запуске на самом деле можно назвать даже, наверное, преступлением не против окружающей среды, а против самих жителей Байкальска.
Потому что когда остановлен комбинат, все силы были брошены, в том числе местной и научной общественностью, в том числе Сибирским отделением Академии наук, чтобы найти какие-то возможные альтернативы городу Байкальску и которые могли бы заменить Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат. А сейчас на всех этих усилиях по сути дела ставится крест, потому что ничего более постоянного, чем временное, у нас в стране не бывает».
Вместе с этим, заявления главного единоросса об открытии БЦБК на замкнутом водообороте, можно без преувеличения назвать очередным популизмом и безответственностью перед мировым и российским сообществом, обеспокоенным судьбой единственного в мире в своей уникальности накопителя пресной воды. Об этом неустанно твердят экологи, политики и общественные деятели. В частности, эколог Марина Рихванова также заявила, что вообще-то замкнутого цикла водооборота нет, не было, и быть не могло, потому что предприятие очень старое. Есть накопленные загрязнения под самим комбинатом, которые просачиваются в Байкал без всякой очистки. И поэтому предприятие не может считать что оно работает на замкнутом водообороте. Замкнутый водооборот все равно предполагает выбросы в атмосферу и соответствующую вонь. И тогда и туристы не пойдут в город, и инвесторы не будут вкладывать деньги.
При кратковременном пребывании в Иркутске В.Путина ученые Сибирского отделения Академии наук прямо говорили губернатору Д. Мезенцеву, что повторное открытие комбината явится утопией как в экономическом, экологическом, так и в политическом плане, возможно, премьер всего этого не понимает, но ведь губернатору придется считаться со своим регионом. На это Мезенцев посоветовал ученым мужам проехать в Байкальск и там, среди бастующих жителей, вести никому ненужную полемику о спасении Байкала.
Как бы подытоживая сказанное, создатель интернет-ресурса «Бабр» Дмитрий Таевский обреченно заявляет, что у нас в России, как и в странах Европы, тоже есть премьер. Если кто не знает. Вот только этот премьер почему-то ничего не боится. Ни выборов, ни народа, ни ответственности. Странно, правда? А может, зря не боится?
Но теперь всем нам надо бояться не за политическое будущее очередного заезжего губернатора или доживающей свой век партии «Единая Россия», а за будущее всем нам родного «дедушки Байкала», простоявшего миллионы лет и пережившего сотни и тысячи правителей - лжецов, глупцов и подлецов.
Комментарии