Инсайд не остановит даже угроза уголовного наказания

Борьба с инсайдерской торговлей оказывается малопродуктивной даже на развитых рынках. Участники рынка как пользовались, так и продолжают прибегать к информации, недоступной остальным, в чем убедились регулирующие органы Великобритании, где в прошлом году было введено уголовное преследование за инсайдерские сделки. Но, как показал опыт Управления по финансовому регулированию и надзору (FSA), даже риск оказаться за решеткой на семь лет не отпугивает желающих заработать на секретной информации. Можно предположить, что в России закон об инсайде будет работать ничуть не лучше.

Британские власти используют политику устрашения: за год было возбуждено четыре уголовных дела, аресту подверглись 25 человек. Первым осужденным стал юрисконсульт консалтинговой компании TTP Communications, принадлежащей Motorola Inc., получивший 8 месяцев тюремного заключения. Одновременно количество инсайдерских сделок не только не уменьшилось, но даже немного возросло. Статистика FSA показывает, что если в 2007 году резкие изменения цен до осуществления сделок слияний и поглощений наблюдались в 28,7% случаев, то в 2008 году подозрительные сделки зарегистрированы в 29,3% сделок. FSA стремится свести этот показатель к 10%, что, по мнению регулятора, будет соответствовать правильному использованию информации, размещенной в СМИ, но пока безуспешно.В России закон об инсайде пытаются принять уже девять лет.

С 2000 года этим занимался комитет Государственной Думы по собственности. Три года законопроект «Об инсайдерской информации» обсуждался в Госдуме, три раза перерабатывался, но так и не был принят.

В 2004 году ФСФР начала разработку собственного проекта закона, и только этой весной, в разгар кризиса, он, наконец, был одобрен в первом чтении, а вместе с ним прошли и поправки в Уголовный кодекс, предусматривающие наказание за инсайд и манипулирование ценами в виде лишения свободы от пяти до семи лет. Когда многострадальный проект все-таки станет законом, можно будет сказать, что российский фондовый рынок достиг, наконец, зрелости.

Но вот будет ли эффект?

Очевидно, что самый сладкий инсайд появляется там, куда руки ФСФР не дотягиваются: когда «Газпром» приходит продавать валютную выручку, трейдеры в «Газпромбанке» точно знают, в какую сторону двинется доллар. В последнее время инсайд стал востребован на рынке облигаций. Участники рынка отмечают, что участились случаи, когда за день до объявлений рейтинговых агентств по какой-либо компании с ее бумагами совершаются крупные сделки. Верный признак, что на рынке работают инсайдеры.

Правда, в отличие от докризисных времен, сделки с участием инсайдеров на рынке акций стали проводится реже. Вряд ли они испугались санкций, которые могут последовать со стороны регулятора, ведь четкие механизмы ловли на передаче секретной информации еще не отработаны, и закон еще не принят. Но даже если он благополучно пройдет парламентские чтения, высока вероятность, что число инсайдерских сделок от этого не уменьшится, и британский опыт - тому подтверждение.