Курильские глупости

Будущий японский премьер Юкио Хатояма (его изберут на этот пост в парламенте 16 сентября) самоуверенно заявил журналистам в понедельник, что за «полгода-год» добьется сдвигов в споре с Россией о Южных Курилах.
Этот 62-летний, но вполне моложавый человек полон надежд: его Демократическая партия до оглушительной победы на всеобщих выборах 30 августа всегда была в оппозиции и теперь после прорыва к власти ей кажется, что справиться можно с любой задачей.

Но мы то знаем, что ничего не будет - занудная история с Южными Курилами ни через шесть месяцев, ни через год не продвинется к решению.

Причин для пессимизма много - даже вполне парадоксальных. Например, у России и Японии сейчас слишком хорошие отношения, и воевать они больше никогда не будут.

А территории отдают или делят только в том случае, если соседа либо сильно боятся, либо хотят его подкупить. В силу первой причины мы некоторое время назад отдали китайцам несколько островов в бассейне Амура.

По второй причине в 1956 году Никита Сергеевич Хрущев был готов вернуть японцам меньшую часть Южных Курил, надеясь, что Токио отвернется от американцев.
Однако японцы тогда выбрали более привлекательный союз с США, и нет никаких признаков того, что теперь, спустя полвека с лишним, их новый премьер Хатояма сойдет с этого пути и двинется по антиамериканскому маршруту забияки Чавеса.

Кстати, жаль, что Венесуэла не претендует на какие-нибудь наши острова на Тихом океане - ей бы их точно отдали. Но главное, впрочем, в другом - Южные Курилы как материальный объект не слишком важны ни для Москвы, ни для Токио.
Можно сколько угодно говорить о крайне важных для нас скоплениях сайры, крабов и морского ежа, о полезных ископаемых, о проходах из Охотского моря в открытый океан, без которых погибнет отечественный Тихоокеанский флот. Все эти вопросы при желании можно решить.

Дело в другом

Дело в непримиримом столкновении двух версий окончания Второй мировой войны, которые необыкновенно важны как для отечественного, так и для японского самосознания.

Мы не в состоянии согласиться с тем, что хотя бы в чем-то были неправы и хотя бы в чем-то совершали ошибки в 1945 году.
Или потом - при решении вопросов послевоенного урегулирования.

Японские претензии на Южные Курилы для нас - символ гнусного реваншизма, попытки перечеркнуть священные итоги нашей победы, поставить под сомнение святые жертвы.
Это попытки лишить нас почти последнего, чем еще можно гордиться.

А японцам Южные Курилы дают возможность ускользнуть от полного, стопроцентного и покаянного признания своей вины за войну на Тихом океане.
Да, говорят они, мы напали на американцев, мы причинили много горя китайцам и корейцам. Но ведь это СССР вероломно разорвал пакт о нейтралитете и начал наступление на наши войска 8 августа - в день американского атомного удара по Нагасаки! И это Советский Союз преступно оккупировал уже после нашей капитуляции острова, которые раньше никогда законно не принадлежали ни Москве, ни Санкт-Петербургу! Короче, русские в 1945 году были больше виноваты, чем мы.

И эта мысль очень греет многих японцев - особенно людей постарше. Компромисс по Южным Курилам, как мне кажется, возможен и даже желателен. Но он получится только тогда, когда у нас перестанут говорить глупости об освобождении Курильских островов от японских оккупантов.

А соседи по Дальнему Востоку согласятся с тем, что советско-японский вооруженный конфликт в 1945 году был не вероломной агрессией со стороны русских, а лишь эпизодом гигантской кровопролитной межконтинентальной войны, в которой они сами были союзниками Гитлера.


ОПРОС: Вернуть ли Курилы Японии?