Медведев, вперед!

На прошлой неделе президент Медведев, работающий сейчас над президентским посланием, пригласил меня к сотрудничеству. Так и сказал: \"Приглашаю к сотрудничеству и тех, кто не согласен со мной, но искренне желает перемен к лучшему\". Не буду поэтому идти путем моих друзей и коллег, иронизирующих, и справедливо, по поводу стиля медведевского письма, журналистских красивостей, неточностей и т.д., даже отказывающих Медведеву в праве и способности подгонять Россию вперед.

Скажу лишь о том, что мне представляется наиболее важным. Статья по сути напоминает раннего Горбачева с его призывами к ускорению экономического роста. Медведев как политический лидер сейчас находится в плену представлений двадцатипятилетней давности: ему кажется, что он в состоянии определить, как и куда надо развиваться экономике. У него есть ощущение, что в социальной сфере государства много, но вот в экономике он может приказать \"влиятельным группам продажных чиновников\" и \"ничего не предпринимающим \"предпринимателям\", что и как надо делать, чтобы построить \"новую, свободную, процветающую, сильную Россию\".

Отсюда возникают пять стратегических векторов модернизации страны, которые он, президент, \"недавно определил\". Они, с одной стороны, похожи на новое издание национальных проектов. Но, если прежние нацпроекты были в основном для людей, эти, при всей красоте словесного обрамления, для державы и удовлетворения амбиций ее руководителей. То, что приводит Медведев в своем списке, - это некоторая ревизия путинских мегапроектов, дополнение старой идеи энергетической и ядерной (мирный атом) сверхдержавы, а также новейших средств коммуникации (ГЛОНАСС, дань Рейману?), медведевскими информационными штучками и его же (идущими из нацпроектов) медицинскими технологиями.

Главная проблема, однако, заключается не в том, где конкретно Медведев видит возможности технологических прорывов, а в том, что в рамках советской еще парадигмы он считает, что научно-технический прогресс ведет к прогрессу политической системы. Ему не приходит в голову, что экономика не может быть \"умной, интеллектуальной и эффективной\", если политическая система недостаточно свободна и справедлива. Что если здесь есть телега и лошадь, то телега - это экономика. Впрочем, с политической системой, по словам Медведева тоже когда-нибудь будет хорошо - \"она будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной\". Только не надо форсировать ее изменения: политические реформы в нужном направлении уже идут (ложь, наглая ложь и сурковщина!), но \"спешить мы не будем\".

Президент в своей статье цитирует Пушкина и Конфуция. При этом в самой медведевской стилистике есть что-то от Гоголя, а что-то от его героя Манилова. Политическая маниловщина проявляется в неспособности президента построить мост между проблемным настоящим и светлым, им описываемым будущим - и на словах, и на деле.

Задаваемые Медведевым вопросы о том, куда двигаться, выглядят немного странно в середине президентского срока. Но президенту можно помочь с ответом: надо просто начать двигаться, как советовал цитируемый им Конфуций. И начать лучше с восстановления нормальных конкурентных выборов - это тот шаг, который способен запустить механизм политического развития. А дальше придется не столько ускорять, сколько сдерживать. У Горбачева это не особенно получилось - может, у Медведева получится?

Медведев, вперед!