Банкиры отказываются от госпомощи

Российские банки не хотят участвовать в программе рекапитализации через ОФЗ

Программа рекапитализации российских банков через ОФЗ может оказаться невостребованной: банки не хотят использовать предложенный государством инструмент, и зарезервированные под это предложение на 2009 год 150 млрд рублей, видимо, не будут востребованы. Крупные банки, на которые ориентирована программа, не готовы участвовать в ней на выдвигаемых финансовыми властями условиях, главным образом, из-за необходимости допустить государство в свой капитал, а его представителей - к управлению.

ЭКОНОМИКА ПОДКАЧАЛА

Закон о повышении капитализации банков с использованием ОФЗ был принят парламентом в спешном порядке (сразу в трех чтениях за один день) в начале июля. Он предполагает, что банки могут выпускать привилегированные акции и обменивать их не на государственные деньги, а на ОФЗ, которые потом можно заложить в ЦБ. По «префам» надо платить дивиденды в размере купонного дохода по ОФЗ плюс три процентных пункта, что само по себе ограничивает интерес банков к этому инструменту: облигации федерального займа, полученные таким образом, обладают отрицательной процентной доходностью.

Это не единственная претензия к программе. Руководитель центра экономических исследований МФПА Сергей Моисеев указывает также на тот факт, что из плана по поддержке банков затея превратилась в метод административного принуждения к кредитованию: средства, полученные за счет ОФЗ, надо будет направить на кредиты реальному сектору.

БАНКИ НЕ ХОТЯТ

Депутат госдумы Анатолий Аксаков, вернувшись с совещания в Минфине по этому вопросу, сказал журналистам, что банки не спешат соглашаться на участие в этой программе. Источник в Минфине подтвердил, что частные банки рекапитализацией через ОФЗ, действительно, не интересуются. По его словам, основная причина - политическая: банки не хотят пускать в советы директоров представителей государства, обладающих правом вето по ключевым вопросам. Правда, чиновник уточнил, что банки могут все же изменить позицию, если их пожелания будут учтены. А Сергей Моисеев считает, что для того чтобы согласиться на вливание ОФЗ в капитал, «надо быть при смерти».

Действительно, сейчас, когда ситуация в банковском секторе несколько улучшилась, банки могут выбирать разные способы рекапитализации, и на фоне программы ОФЗ не самым плохим выходом представляется продажа или слияние с каким-нибудь бывшим конкурентом.

Тем более, что и ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов объяснял: вариант с ОФЗ предназначен для тех, кто оказался в критической ситуации, - а значит, банк, «клюнувший» на этот вариант, рискует понести репутационные потери. В Минфине, правда, понимают щекотливость ситуации и обещают рассматривать каждую заявку индивидуально и без лишних глаз. Но шила в мешке не утаишь, и выпуск «префов» будет замечен рынком.

РОССИЯ - КАК АМЕРИКА

Никакой беды от свертывания программы не будет. Если в этом году банки не воспользуются ею, государство уменьшит дефицит бюджета на запланированные под рекапитализацию 150 млрд рублей. На следующий год эти средства не переносятся в соответствии с бюджетным кодексом, но у банков все равно будет возможность принять ОФЗ, если ситуация на финансовых рынках резко ухудшится, - на 2010 год на программу рекапитализации выделяется еще 250 млрд рублей. Впрочем, сейчас, когда проблемы на финансовых рынках потеряли свою остроту, эта программа уже воспринимается не как необходимость, а как страховка на случай возникновения новых проблем. В Минфине уже признают, что это - программа не для крупных банков из первой десятки. Но и не для мелких. А вот для кого - пока не очень понятно. Минфин обещает завершить разработку всех документов к концу сентября.

Россия в этом отношении не отстает от Америки. Банки США стремятся как можно скорее избавиться от госпомощи, полученной в рамках программы TARP: они больше не готовы мириться с наложенными на них ограничениями, в том числе, в части выплаты бонусов и «золотых парашютов» менеджменту. Еще в начале июня американские банки решили отказаться от участия в программе по выкупу плохих долгов, предпочтя обойтись своими силами. Теперь и российские банкиры отказываются от слишком обременительной государственной поддержки.

\"\"

\"\"