Медведев выберет между смертью и жизнью
Спустя 13 лет после того, как Россия вошла в Совет Европы, Кремль собирается решить, нужна в стране смертная казнь или нет
В Новый год, ровно через 15 лет после катастрофического штурма Грозного, в Чечне случится событие, которое может потрясти всю Россию. Возможно, будут жертвы. В республике будет введен суд присяжных. А значит, исчезнет единственное существующее препятствие для возвращения в стране смертной казни.
И Кремль уже сейчас стоит перед трудным выбором. Первые два президента России так и не смогли решить, отменять ли в стране высшую меру наказания или нет. Оба варианта решения, как известно, имеют противопоказания – внутренние и внешние. Третьему же, Дмитрию Медведеву, отвертеться от принятия решения, скорее всего, не удастся. И сейчас в Кремле обсуждается, не стоит ли президенту объявить о возвращении (или необходимости полной отмены) смертной казни в своем послании Федеральному собранию.
ПРИГОВОР ЧЕЧЕНСКОГО СУДА
Не отмененная де-юре смертная казнь фактически не применялась в стране со 2 сентября 1996 года. Мораторий на нее был введен сначала с помощью хитрого хода кремлевских юристов: президент Борис Ельцин просто перестал рассматривать прошения о помиловании приговоренных к смертной казни, а без президентского решения – в данном случае отрицательного, – в соответствии с пунктом 2 статьи 184 Уголовно-исполнительного кодекса РФ такой приговор не может быть исполнен.
Но долго так продолжаться не могло, и в 1999 году был придуман другой способ продлить мораторий. Конституционный суд вынес постановление, которым признал неконституционным вынесение смертных приговоров до того момента, пока на всей территории страны не заработают суды присяжных: в Конституции записано, что обвиняемый по статье, по которой предусмотрена высшая мера (в настоящее время пять статей УК) , может потребовать для себя именно такую форму правосудия.
В одном субъекте федерации – в Чеченской республике – создание судов присяжных долгое время было невозможно по объективным причинам, что продлило жизнь многим ее уроженцам, приговоренным к пожизненному заключению.
Но и это препятствие не вечно – в республике уже пару лет как объявлен мир. Ожидается, что суды присяжных появятся в Чечне 1 января 2010 года, и подготовка к началу их работы ведется полным ходом, рассказал Slon.ru источник в полпредстве Южного федерального округа.
До этого момента Кремлю и необходимо принять решение относительно будущего смертной казни.
Если смертная казнь будет возвращена, возникнет несколько новых правовых коллизий. Для обвиняемых по статье «Терроризм» право на суд присяжных отменено в соответствии с законом, который президент Медведев подписал 31 декабря прошлого года. И если, например, террорист, совершивший теракт, убил при этом милиционера (ст. 317 УК), – что случается регулярно, – то он может потребовать, чтобы его судил суд присяжных, и это требование будет удовлетворено, так как такое право записано в Конституции, которая в данном случае работает как «закон прямого действия».
ПОСЛАНИЕ НА КАЗНЬ
Источник в Кремле рассказал Slon.ru, что вопрос о возвращении смертной казни в России обсуждается в Кремле в контексте подготовки к посланию президента, и у такой идеи есть сторонники. (Другой сотрудник администрации утверждает, что вопрос о смертной казни пока находится в стадии предварительного обсуждения кремлевскими юристами, и начало этого обсуждения не связано с посланием).
Тезис о применении смертной казни в отношении террористов может «сильно прозвучать», а потому выгоден президенту с политической точки зрения.
Причину искать не надо – «мир» в той самой Чечне и в соседних Дагестане и Ингушетии обострился до крайности. И там как раз уже давно сложилась неприятная практика: чтобы не доводить дело до суда, который не может ничего, кроме как дать срок, приговор часто выносят и приводят в исполнение на месте «неизвестные в масках». Многие вопрошают: если без суда можно, то почему по суду нельзя?
Президент в пятницу предложил вновь поправить законы на предмет наказания за терроризм – например, судить подозреваемых сразу в Верховном суде, а не в месте совершения преступления.
Медведев также предложил увеличить сроки наказания: вместо 7 – 15 лет за преступления в составе организованных групп давать 12 – 20 лет заключения.
Более сурового наказания террористам требует и правящая «Единая Россия»: председатель комитета Госдумы по социальной политике Андрей Исаев предложил ввести норму, предусматривающую конфискацию имущества террористов и их родственников.
Так что новое ужесточение – вплоть до высшей меры – легло бы в русло этой кампании. Но с тем же успехом новые предложения Медведева могут стать прелюдией к полной отмене казни – людям расскажут, что более долгие сроки и ужасные условия отбывания наказания ее вполне заменяют.
В ЕВРОПЕ НЕ ПОЙМУТ
Однако решение огласить важную новость в послании пока не принято. И, вероятно, не будет принято вовсе, несмотря на наличие горячих сторонников этой идеи в Кремле. Просто потому, что смертная казнь возвращена все-таки не будет.
Источник во фракции «Единая Россия» в Госдуме утверждает, , что Кремль вряд ли пойдет на это по все тем же внешнеполитическим мотивам: решение почти автоматически повлечет исключение из единственной европейской организации, в которой состоит Россия, – из Совета Европы. А России никак нельзя оказаться в Европе изгоем – экономические интересы не позволяют. Турция, также являющаяся членом Совета Европы и претендующая на членство в ЕС, отменила смертную казнь в 2002 году, несмотря на существование антиправительственного курдского движения, тоже прибегающего к терактам.
Членство в Совете Европы подразумевает, что Россия должна ратифицировать протокол о полной отмене смертной казни. И ратификация могла бы стать логичным завершением моратория. Источник в Госдуме, знакомый с дискуссиями вокруг смертной казни , утверждает, что технически нижняя палата парламента может ратифицировать протокол до конца декабря, но решение будет приниматься не по юридическим, а по политическим мотивам.
По его словам, особенного правового и практического смысла в возвращении смертной казни нет. По его данным, приговоренные к заключению сроком на 25 лет умирают в колониях, и на свободу выходят не более 3% от их общего числа. А отсутствие смертной казни позволяет пусть и не всегда, но исправить судебную ошибку, если она была допущена.
Пока же в Кремле будут взвешивать внешнеполитические риски, уверен источник, а также пытаться понять, как отнесется к каждой из идей общественное мнение.
Так что, считает источник в Кремле, скорее всего, наконец, будет принято принципиальное решение.
ПРОТИВ ВОЛИ БОЛЬШИНСТВА
Раньше общественное мнение по этому вопросу замерялось регулярно – и всегда результат был примерно одинаковым. Три четверти россиян допускали применение высшей меры в принципе, и две трети хотело бы немедленного возобновления казней «отморозков». Последние большие исследования состоялись несколько лет назад: по данным опроса «Левада-центра», проведенного четыре года назад, 65% граждан России выступают «за» смертную казнь. Год спустя ФОМ выяснил, что 63% граждан выступают за отмену моратория.
Получается, что теоретически у Кремля есть возможность не раздражать Европу, но и не нервировать большинство населения, которое вполне свыклось с тем, что никого не расстреливают, но вовсе не готово отказаться от самой возможности применить эту меру в будущем.
Чтобы отложить принятие решения, Кремль может пойти на разные меры, вплоть до отмены суда присяжных на территории той же Чечни или в Ингушетии, но в этом случае репутация федеральных властей пострадает еще больше. Выведя одну или несколько кавказских республик из общего правового поля страны, Кремль признает, что за десять лет, прошедших с начала второй чеченской войны, он так и не смог сделать Кавказ полноправной частью России.
ОПРОС:
Нужна ли в России смертная казнь?
Комментарии
Ну и, свою шею тоже жалко господам правителям.
А вот инакомыслящие ответят по полной.
Эту тему уже \"замусолили\". Итоги известны:
1. Народ бы не против (у каждого свои основания).
2. Но не желает (зная историю).
3. Могут даже пообещать \"рассмотреть\", но не введут. Проще \"закрыть глаза\" на самосуд.
Вариант второй: отменить пожизненное заключение и сделать как в Америке - суммировать сроки по всем статьям, отменив при этом УДО за преступления против личности. Пусть тот же террорист, к примеру, если возьмут живым, отвечает отдельным сроком и за убийство, и за ущерб здоровью в отношении раненых, и за незаконное ношение оружия, и за материальный ущерб. Так с миру по нитке - голому верёвка. можно и 50 и 250 лет насчитать. И казнить не надо. Только стеречь тщательно.