Религиозность населения мешает процветанию общества
На модерации
Отложенный
Комплексный анализ многих десятков социально-экономических показателей в 17 процветающих странах «первого мира» не подтвердил гипотезу о том, что высокий уровень религиозности населения способствует благополучию общества. Напротив, по совокупности всех доступных показателей наиболее религиозные общества оказались наименее благополучными.
Среди социологов нет единого мнения о том, какую роль - положительную или отрицательную - играет религия в современных высокоразвитых обществах. Одни авторы утверждают, что массовая вера в бога или богов, поощряющих высокоморальное поведение и наказывающих за грехи, способствует общественному благополучию (снижению преступности, коррупции, экономическому процветанию и т. д.). Другие исследователи доказывают, что разумная политика светских правительств гораздо важнее для процветания общества, чем массовая религиозность населения. Некоторые факты указывают и на возможное негативное влияние религиозности. Серьезных научных исследований по данному вопросу проведено на удивление мало, и ни в одном из них не были учтены одновременно все значимые (и доступные для анализа) социально-экономические показатели. Отчасти это связано с тем, что изучение подобных вопросов часто наталкивается на разнообразные препятствия морально-этического и политического характера.
Этот пробел попытался восполнить Грегори Пол (Gregory Paul) - независимый американский исследователь с весьма широким кругом интересов, простирающихся от палеонтологии (Пол известен как крупный специалист по динозаврам) до социологии и религиоведения. В своей новой статье, опубликованной в журнале Evolutionary Psychology, Пол приводит результаты комплексного кросс-национального анализа, целью которого была проверка двух альтернативных гипотез о влиянии массовой религиозности на общественное благополучие. Первая из этих гипотез («the moral-creator socioeconomic hypothesis») постулирует сильное положительное влияние массовой веры в бога (богов), неравнодушных к вопросам морали, на социально-экономическое благополучие общества. Вторая гипотеза («the secular-democratic socioeconomic hypothesis») предполагает, что религиозность в современных развитых обществах является, наоборот, негативным фактором, тормозящим рост социального благополучия. Теоретически возможен и третий вариант: религиозность вообще не оказывает влияния на ключевые социально-экономические показатели, или ее влияние полностью «перекрыто» и замаскировано другими, более важными факторами. Первая гипотеза предсказывает наличие положительной корреляции между религиозностью общества и общественным благополучием, вторая предсказывает отрицательную корреляцию, третья - отсутствие значимой корреляции.
В действительности, конечно, все несколько сложнее, и пространство логических возможностей вовсе не исчерпывается перечисленными гипотезами. Например, уровень религиозности может быть не причиной, а следствием того или иного уровня общественного благополучия, которое, в свою очередь, зависит от каких-то иных факторов. Тогда мы будем наблюдать значимую корреляцию между религиозностью и благополучием, но эта корреляция не будет свидетельствовать о влиянии первой на второе. То же самое может наблюдаться и в том случае, если какой-либо «третий фактор» одновременно влияет и на религиозность, и на благополучие общества. Как обойти эти методологические трудности? Один из возможных путей - включить в анализ как можно больше переменных, в идеале - учесть все доступные социально-экономические показатели, которые могут иметь отношение к делу. В этом случае вероятность того, что из поля зрения исследователя выпадут ключевые факторы, так или иначе связанные с интересующими нас показателями (религиозностью и общественным благополучием), станет минимальной.
Именно это и попытался сделать Пол (подробное описание методики приведено в статье, которая находится в открытом доступе). В анализ были включены только данные по благополучным, процветающим демократическим государствам «первого мира» с населением около 4 млн человек или более. Всего было учтено 17 стран, данные по которым в международных базах и опубликованных сводках являются наиболее полными, достоверными и взаимно сравнимыми: США, Ирландия, Италия, Австрия, Швейцария, Испания, Канада, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Норвегия, Англия, Германия, Франция, Дания, Япония, Швеция. Список приведен в порядке убывания комплексного показателя религиозности населения (см. ниже): от самых религиозных стран к наиболее светским. Пол не включил в анализ страны второго и третьего мира, потому что это привело бы к трудноразрешимым методологическим проблемам. Например, среди этих стран наименьший уровень религиозности характерен для ряда пост-коммунистических государств, но при этом совершенно очевидно, что низкий уровень религиозности связан не столько с тем или иным уровнем общественного благополучия, сколько с последствиями длительного насаждения коммунистической идеологии. Кроме того, в странах, включенных в анализ, люди могут более или менее свободно выбирать мировоззрение, тогда как в некоторых странах третьего мира за публичный отказ от общепринятой религии могут и голову отрубить - тут уж не до кросс-культурного анализа...
Для оценки уровня религиозности населения использовалось около дюжины показателей, в том числе: доля людей, безоговорочно верящих в Бога-творца (или богов-творцов); «библейских литералистов» - людей, настаивающих на буквальном понимании Библии; регулярных участников коллективных богослужений; регулярно молящихся; верящих в загробную жизнь, рай и ад; доля атеистов и агностиков; доля людей, признающих происхождение человека путем эволюции от низших животных и т. д. Всевозможные «суеверия» и антинаучные представления (например, вера в привидения или астрологию) в данном исследовании не считались показателями религиозности. По мнению автора, такие взгляды имеют гораздо меньшее социально-политическое значение, чем приверженность «настоящим» религиям. Все эти показатели анализировались как по отдельности, так и вместе: автор составил из них комплексный «индекс религиозности населения» (popular religiosity versus secularism scale, PRVSS), который, в свою очередь, сопоставлялся с индивидуальными и комплексными показателями общественного благополучия.
Для оценки уровня благополучия общества Пол отобрал 25 наиболее достоверных социально-экономических показателей, в том числе: число убийств и самоубийств (отдельно рассматривались самоубийства среди молодежи), детская смертность, продолжительность жизни (life expectancy), частота заболеваний гонореей и сифилисом (отдельно - среди подростков), число абортов среди несовершеннолетних, число родов в возрасте 15-17 лет, число бракосочетаний и разводов, потребление алкоголя, уровень удовлетворенности жизнью, доход на душу населения, уровень имущественного неравенства (индекс Джини), бедности, коррупции, безработицы и др. Из всех этих показателей Пол сконструировал комплексный «индекс общественного благополучия» (successful societies scale, SSS), который использовался в исследовании наряду с индивидуальными социально-экономическими показателями. Кроме того, были учтены показатели, отражающие уровень разнородности (фракционализации) общества, число иммигрантов, экологическую ситуацию в стране.
В статье скрупулезно разбираются соотношения между всеми этими показателями в 17 исследуемых странах. Основным результатом является обнаруженная Полом сильная и статистически достоверная положительная корреляция между благополучием общества и уровнем его «светскости». Эта корреляция хорошо видна как при сопоставлении комплексных показателей PRVSS и SSS, так и при анализе индивидуальных показателей религиозности и социально-экономического благополучия.
Иными словами, оказалось, что чем выше религиозность населения, тем ниже уровень общественного благополучия, и наоборот (рис. 1).
Большинство индивидуальных показателей общественного благополучия согласуются с обобщенным графиком на рис. 1 (т. е. показывают сходную динамику: чем ниже религиозность, тем лучше обстоят дела в обществе по рассматриваемому показателю), однако есть и исключения.
Так, уровень убийств положительно коррелирует с религиозностью только за счет США, поскольку в этой наиболее религиозной стране число убийств на душу населения намного выше, чем в любом другом государстве «первого мира». Если исключить из рассмотрения США, корреляция пропадает, так как в остальных 16 странах уровень убийств, по-видимому, уже приблизился к своему потенциально достижимому минимуму.
Уровень самоубийств, по данным Пола, практически не зависит от религиозности населения (результаты по самоубийствам среди молодежи чуть-чуть в пользу светских стран, по самоубийствам среди людей всех возрастов - в пользу религиозных). Слухи об аномально высоком уровне самоубийств в малорелигиозных скандинавских странах - не более чем слухи.
Сильная положительная корреляция обнаружилась между религиозностью населения и детской смертностью: чем религиознее страна, тем выше детская смертность (рис. 2). Корреляция между религиозностью и продолжительностью жизни направлена в ту же сторону, но выражена слабее.
Заболеваемость гонореей и сифилисом в религиозных странах в среднем выше, чем в светских (с учетом США; если не учитывать эту страну, результаты по сифилису становятся менее однозначными). Число абортов среди несовершеннолетних достоверно ниже в светских странах, чем в религиозных (рис. 3). Достоверных корреляций между религиозностью и потреблением алкоголя не выявлено. Результаты по бракосочетаниям и разводам неоднозначны; в целом здесь небольшое преимущество на стороне религиозных стран (хотя религиозные США по числу разводов отстают только от совершенно не религиозной Швеции). Уровни удовлетворенности жизнью и безработицы не коррелируют с религиозностью, по уровню коррупции - ситуация чуть лучше в менее религиозных странах.
По производству ВВП религиозные страны чуть впереди, однако по уровню имущественного равенства нерелигиозные страны их резко опережают (чем выше уровень религиозности, тем выше индекс Джини, отражающий неравномерность распределения материальных благ среди населения). В соответствии с этим и процент бедняков в религиозных странах существенно выше. Читатели, желающие получить информацию по всем прочим показателям, могут обратиться к полному тексту статьи. Итоговый баланс - однозначно в пользу нерелигиозных стран.
Из этого автор делает вывод, что гипотезу о сильном положительном влиянии массовой религиозности на социально-экономическое благополучие общества можно уверенно отвергнуть.
Обсуждая природу выявленных корреляций, автор опирается не только на свои результаты, но и на множество дополнительных фактов и литературных данных. По мнению Пола (как и ряда других авторов), всё указывает на то, что между уровнем массовой религиозности и общественным благополучием действительно существует причинная связь, однако направлена она преимущественно не от религиозности к благополучию, а в обратную сторону. Иными словами, чем увереннее и спокойнее чувствуют себя люди (прежде всего представители «среднего класса») в своем социальном окружении, чем меньше они тревожатся за свое экономическое благополучие, тем слабее их потребность искать утешение и защиту в религии. С другой стороны, Пол не исключает и возможность негативного влияния массовой религиозности на общественное благополучие (хотя и считает это влияние менее существенным, чем обратное). Мы не будем подробно останавливаться на этих рассуждениях автора, потому что они во многом совпадают с аргументацией, изложенной в книге Р. Докинза «Бог как иллюзия».
Автор провел свой анализ на основе данных по современному состоянию дел в 17 изученных странах. Если вывод об отрицательной корреляции между религиозностью и общественным благополучием верен, то это должно быть видно и в исторической перспективе. Например, по мере улучшения жизненных условий в той или иной стране уровень религиозности должен снижаться, и наоборот. Чтобы это проверить, нужно иметь достоверные и, главное, сравнимые количественные данные по разным историческим эпохам, а с этим дело пока обстоит туго. Те данные, которые есть в распоряжении исследователей сегодня, в целом подтверждают выводы Пола. Например, в США со времени окончания второй мировой войны число людей, не верящих в Бога, выросло почти втрое, и соответственно сократилось число верующих (хотя на сегодняшний день США - самое религиозное из 17 исследованных государств). Другие данные, несмотря на свою неполноту, показывают, что процесс секуляризации более или менее неуклонно идет в последние десятилетия практически во всех странах «первого мира». Пол подчеркивает, что неверие в Бога (nontheism) - единственное из мировоззрений, которое в наши дни эффективно распространяется путем конверсии, т. е. обращения (переубеждения) сторонников иных взглядов. Динамика численности приверженцев религий, напротив, зависит в основном от рождаемости среди верующих и миграционных процессов.
Секуляризация общества в развитых странах, по-видимому, может ускоряться благодаря положительной обратной связи. Известно, что принадлежность к доминирующей религии может давать людям определенные материальные преимущества. Однако эти преимущества слабеют по мере того, как в социальном окружении индивида растет число неверующих (или приверженцев других религий). Иными словами, чем больше в стране атеистов, тем менее выгодно быть верующим.
По мнению Пола, полученные им результаты противоречат широко распространенной точке зрения, согласно которой склонность к релиозным верованиям и креационизму является одним из глубинных, основополагающих свойств человеческой психики. Между прочим, эту точку зрения разделяют и ведущие специалисты в области эволюционного религиоведения, в том числе знакомые читателям «Элементов» Пол Блум и Паскаль Буайе (см.: Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию, «Элементы», 23.05.07; Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»?, «Элементы», 28.10.08). Но если бы это было так, рассуждает Грегори Пол, едва ли мы наблюдали бы столь большие различия между государствами по уровню массовой религиозности. Ведь по таким действительно основополагающим психическим и поведенческим признакам, как, например, речь или стремление к обладанию материальными благами, вариабельность крайне мала или вовсе отсутствует. Полученные результаты, по мнению автора, скорее свидетельствуют о том, что религиозность - относительно «поверхностный», гибкий, переменчивый психологический механизм, помогающий справляться со стрессом и тревожностью в малоэффективном обществе с низким уровнем социально-экономической стабильности и защищенности. Массовый отход от веры в Бога-творца, в свою очередь, является естественной реакцией людей на улучшение жизненных условий.
Комментарии
А теперь посмотри на заповеди ... НЕ убий НЕ прелюб....
И что они делают с людьми ???
10 заповедей
А так, да, нравы смягчаются, со временем. Не в последнюю очередь, благодаря христианству.
v Rossii etot stilj prodilzgaetsja vekami i nikakoi strax ot gosudarstva ne pomozget....
a veruju64imi v Rossii nikogda ne bili,tak dlja forsa,kak poslednij argument v spore,mol vera na6ix otcov dedov i t d,takoi komsomoljskij POLIV PACANOV...
;))
Уголовный кодекс тоже подсказывает: не убивай, не воруй, не разбойничай и т.д. И многие его почитают.
Интересно, что сказал бы психолог?
Там много чего понаписано.
Ну и в третьих, я так и не получил ответа от \"petrovich\", на поставленный мною вопрос, где он в Библии нашёл ( \"Да хотя бы \"не укради\" - апостолы жрали зерно украденное с поля, а Христос их оправдывал\" цитата из \"petrovich\").
ВАМ я дам ссылку, неверующий Вы наш, http://ateist.ru
Там в Атеистических материалах, есть много статей, вот одна из них \" Аркадий Гринь. Воскресение Христово видевше???!!! (большой файл - 0,6 МБ!) \" или \" Трактат о \"слове божьем\", о злополучной \"тверди\" и о несчастной вере православной \"
"Мораль – совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к другим людям и обществу." (Краткий культурологический словарь).
Если эта совокупность мешает процветанию общества -- либо общество вымирает, либо мораль меняется таким образом, что "грабеж наивных и слабых соседей" становится вполне моральным.
Апостол откуда может зерно брать, если не сеять не пахать? Я знаю только воровать!!!!
" Впрочем, ведь все теории стоят одна другой. Есть среди
них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере."
По краям расположены двери,
На последней написано: "Знаю",
А на первой написано: "Верю".
И, одной головой обладая,
Никогда не войдешь в обе двери:
Если веришь - то веришь, не зная,
Если знаешь - то знаешь, не веря.
И свое формируя сознанье,
С каждым днем, от момента рожденья,
Мы бредем по дороге познанья,
А с познаньем приходит сомненье.
И загадка останется вечной,
Не помогут ученые лбы :
Если знаем - безумно слабы,
Если верим - сильны бесконечно!
А. Макаревич
И в магазинах видел недавно. На Озоне лежит.
Вы, видимо, успели пожить в дореволюционном селе, что так детально о нем знаете?
Россия беднеет- количество верующих в ней и количество попов будет расти. Власть попов будет увеличиваться.
Иисус Христос сказал, что богатому на земле трудно будет войти в Царствие Небесное.
Но это не значит невозможно, ибо Богу возможно всё.
Идеи о том, что богатый МОЖЕТ войти в царствие небесное, в библии нет.
"Матф.19:23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;"
Обратите внимание, не невозможно, а трудно, но все таки войти.
а) трудно, не значит, невозможно,
б) если не "невозможно", то значит "можно",
в) если "можно", значит легко,
г) легко богатому войти в ЦН, даже легче, чем бедному,
д) бедному вообще нечего делать в ЦН, если он не слушается начальства.
Не пишите, пожалуйста, больше на эту тему- меня от этого бреда вырвет.
a pravoslavie v rossii tkzge svoimi zapretami na dejateljnostj 4eloveka????
skolko Rossija POTERJALA svoix LEONARDO,KEPLEROV,6EKSPIROV zagobilo v za4atii.....
nado polnostju otdelitj cerkovj ot gosudarstva,pustj sami,za svoi denjgi organizovivajut TV,missionerstvo,otobratj li6njuju ZEMLJU,vse privilegija na torgovlju....
bez ZGIRA na brjuxe stanut bolee razvorotlivimi,rabotosposobnimi....
Ну, это же Евангелие, а не бред!
Потом, богатые тоже люди. Да и богатство само по себе не может закрыть возможность войти в Царствие Небесное. Тут главное отношение к нему в душе у человека.Страсть стяжания может поразить и бедных людей.
А про легкость входа в Царствие Небесное, нигде в Новом Завете вообще нет. Везде наиписано, что трудно, только для богатых еще труднее.Если же богатые нерадят о спасении, попадают в другое место. Помните, притчу о богаче и Лазаре.
На счет Эха и его толковища - не слышал.Там вроде все или атеисты или гностики:))
.......
Извините, от Вашего бреда меня все-таки вырвало........
Но Вы знаете милейший, история не терпит сослагательного наклонения, а поэтому Россия имеет Православную Церковь. И в этом только плюсы. Даже среди арабов христиан, Православная церковь считается ортодоксальной.
Надеюсь Вы знаете, что он был глубоко верующий человек, кардинал.
Многие учёные были верующими.
http://nauka.bible.com.ua
Вот тут http://www.nature.com приведены результаты опросов в Национальной академии наук США по поводу веры в Бога и загробную жизнь, которые проводились в течение 20-го века. В 1998 г. верующих среди американских академиков осталось 7%, причем тенденция снижения этой цифры выражена очень ярко.
Лука, гл.12
"15 При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет."
Не любите цитаты из Евангелия? Так ктож из неверов их любит!
Я хотел сказать то же самое, только своими словами у меня бы длиннее получилось:)
Вот вам еще цитаты из о.Феофана Затворника:
"Притча о постепенном возрастании из семени пшеницы изображает в отношении к каждому человеку постепенное возрастание потаенного в сердце человека, благодатью Божией засеменяемого и соблюдаемого, а в отношении к человечеству - постепенное увеличение тела Церкви или общества спасаемых в Господе Иисусе Христе, по чину Им установленному. Этою притчею разрешается вопрос: отчего до сего времени христианство не всеобъемлюще? Как человек, бросив семя в землю, спит и встает, семя же прозябает и растет само собою без его ведома, так и Господь, положив на земле семя Божественной жизни, дал ему свободу о себе разрастаться, подчинив его естественному течению событий и не насилуя этих последних; блюдет только семя, содействует ему в частных случаях и дает общее направление. Причина этому в свободе человека. Господь ищет, чтобы человек сам себя подчинил Ему и ждет склонения его свободы; дело и длится. Если бы все зависело только от воли Божией, давно бы все б...
"Другая мысль: созидаемое тело Церкви созидается на небе; с земли поступают только материалы, образуемые тоже небесными деятелями. Слово с неба проходит по земле и привлекает хотящих. Внявшие и последовавшие поступают, как сырцовый материал, в лабораторию Божию, в Церковь, и здесь переделываются по образцам с неба данным. Переделанные, по исходе из этой жизни, переходят на небо и там поступают в здание Божие, каждый куда годен. Это идет непрерывно и, следовательно, дело Божие не стоит. Всеобщая торжественность христианства и не требуется для сего. Здание Божие созидается невидимо. "
Может, так вам понятнее будет.
А мысли у нас у всех будут такие, какие книги мы читаем или какой информацией пользуемся.
А материалом я стал не для Церкви, а для Бога. В этом смысле, все люди материал, только для кого смотря, и смотря что будут делать из этого материала.
Насчет коврика - слишком приземленно, попытайтесь "воспарить" мыслью выше ковриков.
Вообще говоря, подавляющее количество верующих людей пользуются главными книгами в своей жизни: христиане - Евангелием, Библией, мусульмане - Кораном, иудеи - Торой и Талмудом, индийцы - Бхагават Гитой, Ведами и разными там Упанишадами, китайцы - трудами Конфуция и Лао-Цзы, атеисты - книгами Ленина, Вольтера и т.д., иные - тех философов, учение которого они разделяют.
Разве только дикие какие племена не имеют книг и передают знания устно.
Поэтому, я не понимаю, что вас так удивляет?
Я излагаю свои мысли и иногда цитирую их, для наглядности и лучшего понимания, из разных источников.
Даже вот в христианстве много различных направлений (католики, протестанты), но какой разный духовный опыт.
Только меня смущают несколько ваши собственные мысли то про коврик, то про туалетную бумагу:)
Несколько , я бы сказал приземленно, но это пустяки, не обращайте внимания:)
Книги я никого читать не призываю, просто привел их как аргумент.
Мысли, вижу, ваши:)
"Научный и технический прогресс делает население стран второго и третьего мира вообще лишним балластом" -- а кто работать-то будет? Это население не устранять надо, а религию ему впаривать. "...начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое." -- вот в таком примерно разрезе.
"... религия, аксиомой которой является безусловная ценность человеческой жизни" -- это Вас кто-то обманул. "...он не напрасно носит меч" -- для чего, интересно? Для украшения?
"И собрал Давид весь народ и пошел к Равве, и воевал против нее и взял ее... А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим." Такая вот ценность человеческой жизни.
При современном уровне развития технологий такое количество рабочей силы излишне. Маргарет Тэтчер, например, вполне определенно высказала свой взгляд на будущее России, заметив, что для обслуживания сырьевого комплекса (а именно роль сырьевого придатка отводится России в планах вершителей судеб мира) вполне достаточно 15 млн. человек, остальные – ненужный балласт.
С религией у Вас тоже неувязочка вышла. Собственно христианские идеи, ставшие фундаментом европейской культуры, прозвучали в Евангелии. Вы же цитируете Ветхий завет, излагающий историю иудейского народа и дающий нам лишь прообразы будущего пришествия Христа, открывшего человеку истину о его месте и предназначении в мире, о его Небесном Отечестве.
Фундаментом европейской культуры я бы, скорее, назвал культуры Древнего Рима и Греции, и только затем -- христианство. Массовое принятие христанства в Европе относится, скорее, к временам Средневековья, то есть застоя европейской культуры. Что, на мой взгляд, еще раз подтверждает идеи, высказанные в обсуждаемой статье.
С одной стороны, кроме Ветхого Завета, я цитировал также Послание к Римлянам -- более позднюю, чем Евангелие, часть Библии. С другой -- вроде как Ветхий завет является такой же неотъемлемой частью Библии, как и Новый, и, согласно легенде, также надиктован Богом. Или Вы полагаете, что Бог к моменту пришествия Христа изменил свою точку зрения на ценность человеческой жизни? Не слишком ли часто он это проделывает?
Если Вы читали Писание не фрагментарно, а последовательно и вдумчиво, Вы должны были уловить основную мысль: Господь создал человека для вечной жизни в гармонии со всем миром и с Ним Самим и Господь ведет человека к восстановлению этой гармонии, разрушенной в Эдемском саду, отметая все что этому препятствует. Человек, отвергнувший Бога, сам вычеркивает себя из Книги Жизни.
"Самым эффективным воздействием на человека является отнюдь не религиозная проповедь... Самое действенное средство управления человеческим сознанием – это обращение к его инстинктам и страстям."
Какой же он -- незыблемый и самый высокий?
С другой стороны, ни с душой, ни с бесами мне лично как-то общаться не приходилось, да и каких-либо достоверных сведений о них не видел. Разговоры только да сказки. "О попе и работнике его Балде".
Что касается Павла, то почитайте разбор его разночтений с учением Христа, например, у Л. Н. Толстого (поищите по Интернету "Лев Толстой о христианстве") -- вряд ли есть смысл классика пересказывать.
С моей точки зрения, христианство в целом и христианская мораль в частности -- очень обширное и внутренне противоречивое понятие, где каждый желающий может найти кусочек на свой вкус. Мораль Иудеи - римской колонии соответствует той его части, которая изложена в Новом завете.
Так я понимаю, что расцвет христианской культуры в Европе у Вас совпадает со Средневековьем? Это когда крестовые походы, инквизиция, религиозные войны, процессы ведьм и прочие прелести?
Из Ваших же слов следует, что без судебных органов, милиции и пр. христианская мораль как-то плохо прививается. В том-то и дело, что "если есть Бог, вечная жизнь и Страшный суд, на котором человек ответит даже за всякий помысел и всякое слово". А если нет? А если и есть -- кто показал, что противоречивое содержание Библии имеет хоть малейшее отношение к божественным намерениям и мотивам? А вдруг лет через несколько явится новый посланник, и выдаст новую версию богоданных моральных принципов? Что тогда делать будете?
Как мне кажется, любое устойчивое сообщество должно заботиться об укреплении именно этого, стадного инстинкта, обеспечивая его приоритет над инстинктом самосохранения. В принципе до этой мысли можно дойти и самостоятельно, осознав, что человек как биологическое существо к жизни в одиночку неприспособлен. Однако общество не слишком надеется на сообразительность всех своих членов и для пущей гарантии формирует и поддерживает понятия религии, Бога именно с этой целью.
Ну а предатели... -- так в семье не без урода, любой механизм может давать сбои в экстремальных условиях.
Для объединения людей существует значительно более сильный фактор, чем вера. Это то самое стремление к выживанию и тот очевидный (как мне кажется) факт, что в одиночку человек жить не приспособлен. Религия и вера всего лишь один из механизмов, придуманных человечеством для укрепления этого единства -- опять же, как мне кажется, не самое удачное изобретение.
И опять же, как мне кажется, если представить, что Бога нет, то образующуюся пустоту вполне можно заполнить собственным разумом -- правда, потребуются некоторые усилия. Мне лично до сих пор удается, особой пустоты не ощущаю.
Истинная вера никак не может мешать процветанию общества. Процветанию общества мешают ОКОЛОРЕЛИГИОЗНЫЕ суеверия.
Для имеющего разум - нет !!!!
Вот ссылка http://darislav.com там идет разъяснение ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО ит.д.
Эйнштейн тщательно изучил её и не нашёл ни одной ошибки. (Теория неопределённости заключается в том, что в любой момент времени в океане Сознания есть определённое количество возможностей и вероятностей, но никому не дано знать, какая из них кристаллизуется в действие или мысль.) Эйнштейн признал, что не нашёл в теории ни одного слабого места.
- Но, - сказал он, - эта теория означает, что проникнуть в будущее нет никакой возможности. Подразумевается, что Бог играет с Вселенной в кости. А с этим я никак не могу согласиться.
Этот ответ был вполне в духе Эйнштейна. Тогда Нильс Бор возразил ему:
- Бог не играет в кости с Вселенной. Нам может так казаться лишь потому, что мы не обладаем той полнотой информации, какая есть у Бога. Наша информация ограничена во времени, а в распоряжении Бога - вечность.
И это атеист? Эх, вы, товарищ Шлеп-Шлеп...