Почему политика в России все больше напоминает болото

Жаль, нашу политику нельзя так перегрузить. Ей бы это пошло на пользу. Слишком много воспоминаний и лишней информации.

Любой политический разговор начинается с обсуждения прошлых подвигов. «Вы за Путина голосовали в 1999 году!» - «А вы против в 2003!!!». Дальше говорить, в общем, не о чем.

Помнить о прошлом не вредно и даже полезно, но до тех пор, пока оно не становится важнее настоящего. А у нас сегодня бэкграунд не источник аргументов для спора, а, собственно, главное содержание политического процесса.

Зачем решать проблемы в настоящем, когда всегда есть под рукой прошлое. Министру Нургалиеву не зазорно увязывать майора Евсюкова с «лихими 90-ми». Серьезным оппозиционным политикам вольно публично переживать относительно восстановленной надписи на станции московского метро. И в том и в другом случае обсуждение содержательных вопросов можно отложить в долгий ящик (а в случае с надписью - даже и не формулировать).

Именно поэтому политический процесс все больше напоминает болото, в котором тонет любая попытка обсудить что-то актуальное. Да собственно, и попыток таких все меньше. Власть не считает нужным слушать, оппозиция полагает излишним подбирать слова.

«Ты козел, поскольку в 2000 году голосовал за Владимира Путина»,- скажет политик А. «Ты в 2004 году голосовал против Владимира Путина и поэтому козел», - ответит ему политик Б.



Стоп, камера, говорить больше не о чем, давайте ток-шоу из жизни светских львов.

Так что перезагрузка была бы крайне полезна. Но поскольку нажимать на кнопку некому, возможно, политическому классу стоило бы принять на себя некоторые самоограничения:

- не поминать оппоненту его прошлое без особой на то нужды. Мало ли кто был некогда знаком с Борисом Березовским, или на днях кого-то видели в компании Игоря Сечина. Страна большая, народу много, а прослойка узка, и по большому счету все друг с другом знакомы;

- не поминать без особой же нужды и события недавней и давней истории. Запомнить твердо, что любое воспоминание может быть обращено против вспоминающего. Те, кто сегодня лают на «лихие 90-е», в массе своей в те времена не в оппозиции были, а вполне на стороне режима. Многие из тех, кто протестуют против восстановления восхваляющей Сталина надписи на станции метрополитена, в середине 90-х поддерживали партию, на эмблеме которой был памятник Петру Первому. Тоже, в общем, неоднозначная личность была.

Соблюдение этих правил не гарантирует того, что российская политика станет более содержательной. Однако это хотя бы даст надежду на то, что, когда появится возможность открыто обсудить что-то важное, это будет кому делать.

Иначе перезагрузка.