Ходорковский рассказал о своем лагерном опыте

Журнал GQ в сентябрьском номере публикует воспоминания бывшего главы \"ЮКОСа\" Михаила Ходорковского, который в формате отрывочных изречений рассказывает о своем лагерном опыте. Pdf-версия публикации доступна на сайте пресс-центра Ходорковского.

Осужденный бизнесмен пишет, что в лагере выделяться из \"массы\" всегда опасно и почти всегда вредно. \"Но можно добиться уважения\", - добавляет он, отмечая, что \"большинство в лагере ищет подчинения и заботы, прощая \"начальству\" даже самодурство и тупость\".

Кроме того, Ходорковский вспоминает свои личные ощущения от проведенного в лагере времени: \"Каждый день идет медленно, месяцы и годы летят незаметно\"; \"Единственный предмет, по которому скучаю, - компьютер. Зато почерк улучшился\".

Ходорковский также высказывает мнение о положении исправительных учреждений в российском обществе: \"Лагерь заменяет преступникам университет: это и образование, и связи\"; \"Лагерь - это антимир, здесь ложь - норма, правда - исключение\"; \"Интриги в лагере похожи на кремлевские, разница - только в масштабах\".

Публикация GQ построена на сравнении воспоминаний Ходорковского с воспоминаниями писателя Варлама Шаламова, который 20 лет отсидел в лагерях, большую часть срока проведя на Колыме.



Ранее Ходорковский, уже будучи осужденным и отправленным в колонию, выступал в прессе со статьями, посвященными своему уголовному делу, а также экономике и политике. Кроме того, он дал несколько интервью, в которых, однако, не рассказывал о своем пребывании в колонии.

Михаил Ходорковский и бывший руководитель группы \"МЕНАТЕП\" Платон Лебедев в 2005 году были приговорены к восьми годам лишения свободы за финансовые махинации. Ходорковский был этапирован в исправительную колонию ЯГ-14/10, расположенную в Читинской области рядом с городом Краснокаменск. Там он работал укладчиком готовой продукции в швейном цехе.

В 2009 году начался процесс по второму уголовному делу, возбужденному в отношении Ходорковского и Лебедева. Их обвиняют в хищении и легализации доходов, полученных преступным путем. Подсудимые, как в случае и с первым делом, не признают своей вины.