Маленькие бюджетные хитрости
Дефицит бюджета-2010 можно сократить до 3,5% ВВП
Правила существуют для того, чтобы их нарушать. Если нельзя, но очень хочется, то можно. Какими еще соображениями могло руководствоваться правительство, в очередной раз отменяя нормы Бюджетного кодекса? На вчерашнем заседании оно одобрило отмену правила , согласно которому доходы Резервного фонда и Фонда национального благосостояния поступают в эти фонды. С 1 января 2010 года они будут поступать напрямую в бюджет.
С начала кризиса правительство правит Бюджетный кодекс без устали, в частности, отменены ограничения по размеру дефицита бюджета и ограничения по использованию денег Резервного фонда. Во времена, когда весь мир поразил величайший со времен Великой депрессии кризис, правительство развязывает себе руки, чтобы вести бой с этим кризисом без правил. И действительно, должна ли скорая помощь ждать зеленый свет, если у пациента критическое состояние?
Правительство уверяет, что все поправки в Бюджетный кодекс носят временный характер. До 2012 - 2013 годов. А потом ограничения вернутся. Так и с доходами фондов. Согласно поправкам, которые предстоит одобрить Госдуме, доходы вновь начнут пополнять фонды с 1 февраля 2012 года. То есть доход за 2010 - 2011 годы экстраординарно пойдет в бюджет, а дальше ситуация должна нормализоваться. Такая антикризисная мера.
На первый взгляд, это хорошее решение. Каждый январь Центральный банк, который управляет валютными активами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, перечисляет правительству доход, полученный от инвестирования этих активов в иностранные ценные бумаги. Доход перечисляется в рублях, зачисляется на счета фондов, а затем конвертируется в валюту и размещается в иностранные активы с целью получения нового дохода и сохранения средств бюджета от возможной девальвации.
Когда бюджет верстался с профицитом, такая схема работала прекрасно. Но в 2010 году правительство собирается полностью истратить весь Резервный фонд на покрытие огромного бюджетного дефицита и, поскольку Резервного фонда не хватит, использовать еще и 25% средств Фонда национального благосостояния. То есть операция с зачислением дохода в фонды теряет смысл, поскольку все равно эти рубли придется тут же брать обратно. Почему бы не направить их в бюджет напрямую? Зачем соблюдать неудобные правила Бюджетного кодекса, который заставляет проводить «лишние операции», чтобы добиться, в конечном итоге, того же самого результата?
На самом деле разница в том, как поступят деньги в бюджет - сразу от Центрального банка или через фонды, - весьма существенна. Из фондов деньги берутся на финансирование дефицита. То есть Минфин должен спрогнозировать объем доходов, расходов, определить размер дефицита и сказать, сколько денег из фондов придется взять, чтобы его покрыть.
А если какую-то часть фондов, например, их доход за 2009 год, объявить доходом бюджета, то дефицит сократится ровно на сумму этого дохода. Таким образом, техническая, на первый взгляд, поправка, призванная вроде как уменьшить бюрократическую волокиту, на самом деле помогает правительству улучшить макроэкономические показатели, а именно уменьшить размер бюджетного дефицита.
Доход двух фондов за 2009 год, который поступит в бюджет январе 2010 года, должен составить 77,9 млрд. рублей, или 0,2% ВВП 2010 года. Дефицит на 2010 год прогнозируется в размере 7,5% ВВП. Если бы правительство не стало править Бюджетный кодекс, дефицит вырос бы сразу до 7,7% ВВП.
Интересно, что никаких новых денег, никаких новых доходов эта поправка не создает. Происходит переименование 77,9 млрд. рублей из доходов фондов в доходы бюджета и, вуаля, дефицит сразу стал меньше.
Это, конечно, очень плодотворная идея. Если небольшая часть фондов (их годовой доход) объявлена доходом бюджета и это помогло сократить дефицит аж на 0,2% ВВП, то почему бы тогда не объявить доходом бюджета и другие части тоже - и сократить дефицит еще больше? Например, сейчас предстоящее в 2010 году использование средств Резервного фонда (1674,6 млрд. рублей) классифицируется как покрытие дефицита. А почему бы не объявить это использование доходом бюджета? Тогда дефицит сократится с 7,5% ВВП сразу до 3,5% ВВП. Впечатляюще низкая цифра.
Для этого, правда, придется ликвидировать Резервный фонд, чтобы после ликвидации передать все его сбережения в бюджет и назвать их доходом бюджета. Но не велика потеря. На конец 2010 года в Резервном фонде останется 0 рублей, то есть он ликвидируется в любом случае. А простое переименование этого процесса позволит правительству улучшить макроэкономические показатели еще сильней.
При этом на плаву остается Фонд национального благосостояния, который в случае, если вдруг цены на нефть опять взлетят, правительство сможет использовать в качестве привычной копилки «нефтедолларов». Как показал кризис, никакого особо большого смысла в проведенном в 2008 году разделении нефтяных сбережений государства на два фонда не обнаружилось. Со свистом улетают и тот, и этот.
Предполагалось, что фонды будут по-разному инвестироваться, но на практике инвестиционная декларация, по крайней мере, в части валютных активов, у них оказалась практически одинаковой. Ну, останется у России только один фонд. Зато с каким гордым названием! А если уж обязательно надо, чтобы было два, то ликвидацию Резервного фонда можно объявить временной, до 2013 года.
Комментарии
Для этого надо :
- сократить чиновничество на 30-40 %;
- сократить таможню, милицию (включая ГИБДД), пузатый генералитет на 30-40 %;
- монетизировать избыточные льготы депутатам, сенаторам, членам правительства и прочим деятелям;
- запретить командировки депутатов и чиновников всех уровней в Таиланд, на Мальдивы, в Черногорию и др. страны за счет бюджета. Только - Сибирь, Дальний Восток, Крайний Север...
- запретить на всех уровнях под страхом реальной уголовной ответственности с направлением в Нижний Тагил покупку золотых кроватей, Лексусов и Инфинити, ершиков для унитазов по 1000 долларов и прочего, необходимого для жизни чиновников, имущества...