\"Россия для русских!\" - по закону

На модерации Отложенный

Судебная экспертиза установила, что лозунги «Россия для русских!» и «Убивай хача!» не являются националистическими. На основании выводов экспертизы Следственный комитет отказался расследовать дело об избиении до полусмерти петербургского школьника Тагира Керимова, поскольку не нашел в нем признаков экстремизма и ксенофобии.

14 февраля 2009 года ученик 9 класса петербургской школы Керимов вместе с другом Сулейманом Рамазановым шли в школу на празднование Дня святого Валентина. На них напала группа из 25-30 молодых людей. Выкрикивая лозунги «Убивай хача, мочи хача!», «Бей черных, бей хачей!», «Россия для русских», они били Керимова ногами по голове. Как рассказывал Рамазанов, в какой-то момент он сумел прорваться к другу, накрыть его своим телом и закричать, что тот мертв. Только после этого нападавшие отступили. Госсудэкспертиза установила у подростка закрытую черепно-мозговую травму – ушиб головного мозга тяжелой степени. Керимов несколько месяцев находился в коме, но выжил.

На следующий день после избиения было возбуждено уголовное дело по статье «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью из хулиганских побуждений» (пункт «д» части 2 статьи 111 УК России). Позже дело было переквалифицировано на покушение на убийство (ст. 30 ч. 3 ст. 105 ч. 1 УК РФ) и передано в Следственный комитет прокуратуры. По делу было арестовано 5 человек – Панин, братья Александр и Андрей Андрияновы, Воробьев и Коробчук. Они до сих пор находятся по стражей.

Как стало известно в четверг, дело Керимова было передано из Следственного комитета прокуратуры в Главное следственное управление УВД Санкт-Петербурга. Как рассказал «Газете.Ru» адвокат Дмитрий Динзе, основанием стали результаты заказанной СКП психолого-лингвистической экспертизы, текст которой имеется в распоряжении «Газеты.Ru».

Эксперт Центра судебных экспертиз Северо-западного округа Елена Кирюхина пришла к выводу, что фразы «Крысам – крысячья смерть!», «Россия для русских» в контексте дела не направлены на разжигание межнациональной розни или унижение достоинства человека по национальному признаку.

Направленность же публичных призывов «Убивай хача, мочи хача!», «Бей черных» и других эксперт затруднился определить однозначно. «Данные фразы могли как иметь, так и не иметь ксенофобской направленности», что зависит «от мотивов, которыми руководствовались произносившие их».

Следователи ухватились за это мнение лингвиста. Как говорится в постановлении СКП о передаче дела в другую инстанцию, «данные фразы имели мотив мести из-за конфликта Андрияновых с Керимовым», поэтому действия Андрияновых, Панина, Воробьева, Коробчука и неустановленной группы лиц «не носили ксенофобского характера».

По показаниям ряда свидетелей, Андриянов Александр (свидетели называют его Мореман) жаловался друзьям, что у него «болит рука» из-за того, что на него «напали двое хачей», и Андриянов Андрей (Малой) крикнул компании «пойдемте драться».

Следователи СКП отказались от дела, так как решили, что в деле отсутствуют признаки преступления по ст 30.3, 105.1., и 282.2 УК РФ (участие в деятельности экстремистской организации), а действия Андрияновых и других подлежат квалификации по статье 111 ч 3. пункт «а» УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).

Таким образом, дело об избиении школьника из ненависти на почве национализма превратилось в рядовое дело о подростковой драке.

Как объяснил Динзе, следствие отказалось квалифицировать дело как покушение на убийство потому, что сочло, что у нападавших была возможность добить Керимова, но так как они сами прекратили его избивать, то и желания убить здесь не было.

Кирюхина, которой дозвонилась «Газета.Ru», сказала, что «такого дела не помнит», и отказалась от напоминания, сославшись на «занятость».

В своем десятистраничном анализе Кирюхина приходит к выводу, что призывы «убивать хачей» могут употребляться «иронически, не всерьез». В любом случае слово «хач» может обозначать объект агрессии, а не национальность.

«Если мотив драки не имел отношения к национализму, то и смысл призыва не будет связан с ксенофобией. Перед дракой фраза «убивай хача» могла представлять призыв как к самому избиению, так и к его началу – боевой клич. В этом случае слова «хач», «черных», «хачей» обозначали того или тех, кого следует начать бить, т.е. указывали на объект агрессии. При этом агрессия могла быть связана с его инакостью по отношению к нападавшим (русским), а могла иметь другое происхождение», – говорится в заключении лингвиста.

Председатель правозащитной ассоциации АГОРА Павел Чиков уверен, что другому лингвисту имеющихся деталей было бы достаточно. «На мой взгляд информации о том, что школьников пинали по голове 30 славянских парней и кричали «смерть хачам!», хватает. Это тем более странно, что питерские лингвисты как раз всегда усматривали межнациональную рознь там, где другие этого бы не сделали», - сказал Чиков «Газете.Ru».

Глава московского экспертного учреждения негосударственного Центра судебных экспертиз Василий Кocтючeнкo тоже считает, что фразы «Бей хачей» для возбуждения дела по разжиганию межнациональной розни недостаточно. «Ни о каком разжигании розни здесь не может идти речи, это будет перегибание палки в случае подобной пьяной выходки. Если я встану у памятника Маяковскому и призову гнать из Москвы чурок, то это будет больше похоже на разжигание розни», - сказал Костюченко «Газете.Ru».

Доводами лингвистов и следователей доволен лидер Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Александр Белов: «В момент возбуждения человек ассоциирует противника по наиболее ярким признакам. Надо смотреть нюансы. Ведь когда бьют очкариков, то будут кричать «бей евреев». Да, в любой драке вы услышите крики «Бей хача», а не «ах ты, негодяй, лицо кавказской национальности», и это совершенно не обязательно является разжиганием розни».

По мнению Чикова, «было принято политическое решение спихнуть дело вниз из СКП», поскольку есть совершенно «непонятная позиция эксперта-лингвиста» и весьма «сомнительное мнение следователя по мотиву нападавших». «Обвиняемые арестованы, и вряд ли их будут отпускать, но теперь эта история может закончится для них условными сроками», - добавил Чиков. «Если прокуратура не вмешается, и не будет назначена повторная экспертиза, то они уйдут от ответственности. Я сейчас пишу жалобу на передачу дела из СКП в милицию», - добавил адвокат Динзе.


ОПРОС: Что такое национализм?