Сталин: взгляд на подвиги и преступления

На модерации Отложенный

К 70-летию пакта Молотов-Риббентроп мы вновь возвращаемся к обсуждению феномена Сталина, "сталинизма" и "сталинского режима" в СССР

Два месяца назад Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе приняла резолюцию, приравнивающую СССР к гитлеровской Германии. Среди прочего, там говорится: «В двадцатом веке европейские страны испытали на себе два мощных тоталитарных режима, нацистский и сталинский, которые несли с собой геноцид, нарушения прав и свобод человека, военные преступления и преступления против человечества». Парламентская ассамблея ОБСЕ «выражает глубокую обеспокоенность по поводу восхваления тоталитарных режимов, включая проведение публичных демонстраций в ознаменование нацистского или сталинистского прошлого, а также возможного распространения и укрепления различных экстремистских движений и групп».

Мы уже писали о том, что антифашисты были приравнены к фашистам, а остановившие конвейер смерти в Освенциме приравнены к зодчим Освенцима. Очень точно определил суть этого решения известный политолог и общественный деятель Сергей Станкевич: «Вторая Мировая война началась вследствие попытки со стороны Германии изменить положение в Европе, зафиксированное в Версальских соглашениях. Современный мир зиждется на соглашениях между Сталиным и руководителями США и Великобритании в Тегеране (1943 г.), Ялте (1944 г.), Потсдаме (1945 г.). Решение ОБСЕ – это не только попытка фальсификации истории, но и ревизия основополагающих юридических документов современного мира».

Это имеет и прямое отношение к международной правовой базе для признания Израиля независимым государством. При отмене всех послевоенных договоренностей пересмотрщики могут вполне поставить под сомнение и наше право на существование уже по причине того, что главную поддержку Израиль получил тогда от сталинского СССР. Таким образом, решение ОБСЕ может стать дополнительной моральной опорой для президента Ирана, Хизбаллы и Хамаса в их попытке убедить мир в недопустимости существования еврейского государства на Ближнем Востоке.

Заметим, что наши рамки обсуждения носили пока исключительно прагматический и эмоциональный характер, но не касались сущности вопроса: есть ли глубинное качественное разнство между гитлеризмом и сталинизмом? К сожалению, известный нам дискурс ограничивается обычно выплесками чувств или зиждется на самых примитивных либеральных догмах.

Следует оговориться, что при разборе той страшной эпохи следует проявлять чуткость к людям, пережившим лишения и трагедии. В Израиле вы найдете немало пожилых людей, при которых нельзя сказать слова критики в адрес СССР. Это обычно те, кого освободили из лагерей смерти советские войска. С другой стороны, мы встретим свидетелей правды тех лет, для которых Колыма стала синонимом Бухенвальда по собственному опыту.

Однако проявление чуткости не снимает с нас обязанности посмотреть на события шире и глубже в поисках причин и духовных корней, не ограничиваясь привычными выкриками. Сартр называл все это "чувственной логикой".

Человеку трудно взняться над собственными страданиями настолько, чтобы вровень чувствовать пережитое другими. Часто ловил себя на уходе вкривь при передаче пережитого мною в годы преследований властями Израиля. Нет, я никогда не грешил перехлестом в описаниях произошедшего. Не только не прибавлял, но скрыл от читателя все самые тягостные и подчас душераздирающие отрывки той саги. Однако я все время ловил себя на желании приравнять израильскую систему к советской. При углубленном анализе мы можем найти в периоде воинственного либерализма и пораженчества в девяностых годах в Израиле такие аспекты падения, которые доведут нас до самых удручающих выводов. Но при сравнении систем подавления аналогии с НКВД и даже с КГБ окажутся нечестными. Хоть правда то, что во время следствия я подвергался издевательствам, которых не отведали советские диссиденты в семидесятых и восьмидесятых. Только это правда одного человека, вырванная из общего контекста.

Мы же должны предпринять первую попытку разбора, свободную от личных пристрастий и от "чувственной логики". В этом новом жанре трудно рассчитывать на полноту охвата при первом вшествии. Но мы положим начало новому дискурсу по вопросам сущности событий недавнего прошлого, ставших отправной точкой для каждого из нас.

Для начала мы должны отказаться от релятивистского подхода и обратиться к вечным ценностям. Зададимся вопросом: на каких философских и нравственных основах стоим мы при рассуждениях о сталинизме и гитлеризме? Обычно: "нравится" и "не нравится". Или по степени "свобод" в той Германии и в том СССР. Будто "свобода" в ее современном понимании есть синоним добра. Или по мере приближения к "демократии". Стоит остановиться и призадуматься, насколько наша привычная база для суждений отдает интеллектуальной хворью. Так и просятся на язык слова Галича: "Что ни день - фанфарное безмолвие славит многодумное безмыслие…"

Выделим же те основы развития и исправления человека, которые находим во всех монотеистических традициях, и попытаемся начать наше обсуждение на основе этих вечных ценностей. Мы приходим на свет милыми существами, но мы исполнены эгоизма, диктующего нам все инстинкты и поведенческие нормы. А потом начинается работа по преобладанию над животной основой эгоизма ради семьи, друзей, общества, нации, человечества, а затем – Всевышего. Иудаизм и православие, к примеру, предлагают разные пути отринутия себячества ради приближения к Творцу, но упомянутая выше схема развития души находится вне поля наших разновидений. Именно в рамках общего понимания исправления человека мы попытаемся дать оценку сталинизму.

Такое обсуждение имеет особую важность в эти дни, поскольку естественной реакцией многих россиян на решение ОБСЕ может стать глорификация сталинизма и отказ от его разоблачений, которые продолжаются в российских СМИ по сей день почти ежедень. Если после Двадцатого съезда эта тема обсуждалась долгие годы хило и полушепотом, то в последние двадцать лет россияне говорят и пишут о прошлом страны открыто и пространно. Большая часть публикаций носит характер резких и обычно правдивых разоблачений сталинского безбожия и насилия.

Но слышны также голоса поклонников генералиссимуса, оправдывающих его во всем и стремящихся к реставрации прошлого режима. В РПЦ ведутся обсуждения о причислении Сталина к лику святых. После последнего европейского демарша последние почувствуют добавочную силу в попытках реабилитации Сталина.

Прискорбно, но по сей день ни один мыслитель не дал целостной оценки Сталину. Его разоблачители правдиво раскрывают страшные страницы прошлого, но отказываются видеть в тридцати годах его правления что-либо, опричь ГУЛАГа. Его сторонники часто занимаются открытой фальсификацией и оправданием варварских преступлений. Никто не пытается даже сказать правдивое слово в целостности.

Мы предпримем первую попытку в этом направлении в надежде, что найдутся более достойные и просвещенные, способные проделать эту мыслительную работу ради выявления утаенной истины. Начнем с того, что безбожный режим, преследовавший свирепо любую веру, не может быть оправдан ничем. То же мы скажем об ответственности Сталина за погибель и заточение в лагеря и тюрьмы миллионов людей безвинно. Масштабы арестов были завышены в прошлом многими исследователями. Сегодня мы можем полагаться на публикации общества «Мемориал» и архивы НКВД. Правдивая картина остается ужасающей, но она далека от того, что представлялось многим из нас.

Сам я с детства впитал ненависть к сталинизму, поскольку родные дед и дядя стали жертвами репрессий. Вплоть до отъезда в Израиль тридцать лет назад я находился в беспрестанном конфликте с советскими властями по причине преподавания иврита и еврейской традиции. Мне потребовалось много лет, чтобы взглянуть на феномен сталинизма с позиции объективных вечных ценностей, свободно от эмоциональной накипи.

Начав обсуждение с греховной и преступной стороны советского режима тех времен и связав это с именем Сталина, мы обратимся теперь к светлым и героическим сторонам той жизни, используя предложенные выше критерии. Коммунистическая система пыталась силой отсечь путь человека к Творцу, но она же сумела направить его на подвиги и преодоление самотности так, что советские люди заметно превосходили по уровню нравственности и добродетели своих западных современников, принявших либеральный эгоизм за основу существования. Стремление к самопожертвованию ради своего народа и светлого будущего человечества не гарантирует полноты добродетели и даже может приводить к обратным результатам, когда оно зиждется на идеологии атеизма и грехопадения. Тем не менее, оно возносит человека на более высокую ступень по сравнению с обывателем-потребителем.

Помимо высокого уровня ответственности и соборности советское общество было основано на нестяжательстве. Отказ от идола Золотого Тельца в пору поклонения товару и диктатуры потребительства – важнейшая составная истинной мессианской идеологии исправления человека. Неспроста виднейший еврейский мудрец двадцатого века рабби Иегуда Ашлаг считал коммунизм самой совершенной формой человеческого общества. Он же одновременно предрекал его крах и указывал на его разрушительные стороны, поскольку в основе советского домостроя было безбожие и уход от традиционализма. Его работа заслуживает особого изучения, чем мы займемся в следующих статьях.

Так по причине присутствия высоких и светлых начал в советском обществе именно ему довелось совершить величайший подвиг ушедшего века – спасение страны и всего мира от нацизма. Эта манифестация вселенской силы добра в схватке с самым сконцентрированным злом из ведомых нам была возможна благодаря подвижничеству и нестяжательству, которые насаждала коммунистическая идеология. Коли мы постоянно связываем имя Сталина с преступлениями эпохи, то не сможем исключить его при упоминании великих подвигов и побед.

Когда я пишу о том периоде истории из Иерусалима, не смогу обойти стороной и решающую роль Сталина в возрождении государства Израиль. Это было куда больше, чем восстановление исторических прав или чем предоставление обители пострадавшему от несправедливых гонений народу. Иронией судьбы Сталин способствовал величайшей манифестации Веры, ибо возвращение Израиля на его землю после долгих веков скитания было одной из основных вестей библейских пророков. Так правдивость Книги Книг была провозглашена на исторической арене при участии этого человека. Если мы поставим это на одну чашу весов, а на другую – убийство Михоэлса, еврейских писателей и «дело врачей», то что перевесит?

Так мы неизбежно приходим к выводу, что Сталин и руководимая им страна совершали как великие преступления, так и великие подвиги. Небывалое по силе смешение добра со злом, мессианского духа с сатанизмом.

Иначе обстоит дело с гитлеровской Германией, которая тотально и всецело была на службе князя тьмы. Ее не определишь иначе, как проявление абсолютного зла. Подобие и воплощение библейского Амалека.

В эти дни особо важно начать широкое обсуждение разных аспектов сталинского периода, чтобы обоснованно отвергнуть попытки реваншизма со стороны тех, кто в недавнем прошлом был коллаборационистом Третьего Рейха. Но также ради оберега от оправдания тех сторон сталинского режима, которые были пагубными и греховными. Во избежание реставрации и глорификации зла сталинской эпохи.

Естественным союзником России в борьбе против фальсификации истории могут быть Израиль и еврейская диаспора. Наш народ хорошо знает, кто был палачом и кто был освободителем. В эти дни, когда намечается отдаление Израиля от США и Западной Европы, мы должны особо тщательно стяжать конструктивные и эффективные пути для реализации широкого потенциала российско-израильского сотрудничества. Совместная борьба против новых тенденций, отраженных в резолюции ОБСЕ, должна стать важной составной в отношениях между нашими странами.

Не умаляйте меры опасности того, что произошло в ОБСЕ. Это не только новый удар по памяти. Это будет способствовать оживлению всего, что было повержено во прах нашими дедами во время Второй мировой войны. Попытка возродить то, что никогда не должно боле повториться.


ОПРОС: Допустимо ли приравнивать сталинизм к гитлеризму?