Кавказ: Взрывают арабы, а мы виним Израиль

На модерации Отложенный

Накануне визита Шимона Переса в Россию, состоявшегося 18 августа по приглашению Дмитрия Медведева, ставленник Кремля - президент Ингушетии обвинил Израиль в дестабилизации Северного Кавказа. Назвав арабских лидеров местных моджахедов \"чертями\", Юнус-Бек Евкуров, почти оправившийся от ранений, полученных в результате июньского покушения, заявил \"Комсомольской Правде\", что все-таки \"тут дело совершенно не в арабах\". Он пояснил: \"Я далек от мысли, что арабы стоят за всем этим делом (активизация исламских боевиков в республиках Северного Кавказа, особенно в Ингушетии). Там есть другие силы. Более серьезные. Запад стремится дестабилизировать, не дать возможности возродиться России до былой державы\".

Евкуров, назначенный Кремлем президентом Ингушетии минувшей осенью, назвал конкретных виновников дестабилизации на Северном Кавказе: \"Штаты, Великобритания, Израиль. Мы же понимаем, чьи интересы...\". Он добавил, что эти страны преследуют целью создание Исламского государства на юге России - \"до Ростовской области\".

Ставленники Кремля обвиняют

В отличие от конца 90-х - начала 2000-х представители федерального центра, в том числе ФСБ, в последние годы воздерживаются от обвинений Запада в поддержке кавказских моджахедов. Зато в текущем году об этом не раз заявляли ставленники Кремля - руководители Чечни, Ингушетии, Дагестана. Они вряд ли позволяли бы себе столь откровенные \"наезды\" на США и Англию, тем более по столь деликатной проблематике, без ведома московских кураторов. Кстати, официальные лица даже в 90-х не позволяли себе настолько явных выпадов в адрес Израиля. Показательно, что заявление Евкурова прозвучало накануне встречи Медведева и Переса в Сочи.

Тот же президент Ингушетии еще в феврале отмечал в интервью \"Новой газете\", что за арабскими идеологами джихада на Северном Кавказе \"стоят спецслужбы, в том числе американские, английские\".

11 июня было распространено официальное заявление президента Чечни Рамзана Кадырова, объявившего: \"Именно со стороны Америки проводится работа, направленная на развал суверенного российского государства... Хотят развалить Россию. Не получилось через Чечню, теперь хотят через Абхазию, Южную Осетию, Дагестан, Ингушетию\". Кадыров подчеркнул, что арабские командиры кавказских моджахедов - \"работники спецслужб\". 29 июня он добавил: иностранные спецслужбы всячески пытаются \"вдохнуть жизнь в бандгруппы\". И уже 7 июля президент Чечни пояснил в интервью \"Известиям\": \"Это отлично подготовленные работники западных спецслужб, которые работают против РФ. Они используют нас, зная наш менталитет, зная, что мы в большинстве мусульмане. У них есть хорошее снабжение, специалисты. Здесь 12 лет находятся арабы Ясер и Мохдан. Их до сих пор никто не убил. Они разговаривают не на чеченском, а на чистом русском языке. Их, когда направляли против России, обучали русскому языку, знакомили с менталитетом всех народов\".

В том же духе 10 августа в программе \"Вести\" выступил президент Дагестана Муху Алиев. Он отметил, что исламские боевики стали наращивать свою деятельность в августе 2008 года на фоне войны в Южной Осетии. \"Это попытка тех же спецслужб иностранных государств поддерживать бандитов в финансовом плане, и мы это видим\", - заявил Алиев. Он добавил, что переброска арабских моджахедов в Дагестан ведется с территории Грузии.

Арабы предали кавказцев

На фоне заявлений глав республик Северного Кавказа о том, что за моджахедами стоят спецслужбы Запада, немалый интерес представляет программное сочинение кабардинца Анзора Астемирова (Амир Сейфулла).

Получив в 90-х духовное образование в Саудовской Аравии, и пробыв некоторое время корреспондентом телеканала \"Аль-Джазира\", в начале 2000-х он стал заместителем директора \"Кабардино-Балкарского института исламских исследований\". Вскоре Астемиров был обвинен в экстремизме и перешел на нелегальное положение. Он фактически возглавил исламистское подполье Кабардино-Балкарии и в октябре 2005-го участвовал в организации нападения моджахедов на Нальчик. Месяц спустя в Дагестане был ликвидирован саудовский теолог и проповедник Мохаммад Бин-Абдалла ас-Сейф (Абу-Омар), в течение почти десяти лет являвшийся духовным наставником джихадистского движения на Кавказе. Заручившись доверием главного лидера моджахедов Доку Умарова, Анзор Астемиров стал претендовать на роль преемника саудовского законоучителя.В ноябре 2007-го, пытаясь обосновать окончательный переход антироссийского движения к идеологии исламского фундаментализма и распространение \"джихада\" на все республики региона, Астемиров опубликовал программное сочинение: \"Отречение от Тагута - главная победа муджахедов Кавказа\". Значительное внимание он уделил отношениям исламистского подполья с арабским миром и Западом.

Автор утверждает, что Кремль сознательно вводит в заблуждение арабов, представляя себя союзником в решении палестинской проблемы, дабы заручиться их поддержкой в \"усмирении\" Северного Кавказа. \"Кремлевские власти даже пригласили в Москву лидеров ХАМАС\", - отмечает Астемиров. При этом он фактически обвиняет арабское духовенство: рассчитывая на поддержку России в противостоянии мусульманского мира с США и Израилем, оно предало кавказских моджахедов. \"Известно, что при растущих амбициях США исламский мир надеется на возрождение былой мощи России. Главной проблемой исламского мира является Палестина, и многие мусульмане наивно надеются на помощь России в решении палестинского опроса. В Аравии большинство известных ученых враждебно настроены по отношению к Израилю и Америке. Они призывают помогать муджахедам в Палестине, Ираке и Афганистане. Но многие из них считают, что чеченская проблема мешает решению палестинской. Как минимум, они являются сторонниками локализации джихада на территории Ичкерии\". По словам Астемирова, саудовское духовенство даже пыталось \"внушить\" исламской молодежи из разных областей Южной России, что ведение \"джихада\" за пределами Чечни \"является незаконным\".

Что же касается Запада, то его представители, по свидетельству автора, действительно были готовы оказать поддержку \"чеченскому сопротивлению\". Но взамен они требовали, чтобы моджахеды отказались от приверженности исламскому фундаментализму. Астемиров добавляет, что если со стороны Запада и была какая-то поддержка, то \"очень незначительная и формальная\". При этом он подчеркивает: \"если Запад действительно враждует с Россией и хочет оказать на нее давление\", то ему не должен помешать исламистский характер \"сопротивления\" на Северном Кавказе. \"Даже если мы каждый день будем угрожать Америке и Европе, любому, кто разбирается в политике, будет ясно, что у нас нет реального столкновения интересов\", - отмечает 33-летний идеолог моджахедов.

Палестинец, иорданцы, йеменцы

Официальные руководители северо-кавказских республик, в первую очередь Кадыров, пытаются представить ситуацию так, будто речь идет почти исключительно об \"иностранной интервенции\". В начале июля президент Чечни заявил, что на территории его республики, а также в приграничных районах Ингушетии, численность боевиков не превышает 50-70 человек, причем, более половины составляют \"иностранные наемники\". Это - граждане арабских государств и Турции, а также стран СНГ, в основном Азербайджана, Казахстана, Грузии и Украины.

Однако, растущая активность моджахедов, особенно в Ингушетии, а также регулярные сообщения об уничтожении \"целых бандгрупп\", заставляют усомниться в достоверности данных, оглашенных Кадыровым по поводу их численности. При этом из официальных оперативных сводок следует, что значительную часть боевиков, а тем более лидеров вооруженных формирований, действительно составляют арабы.

\"Отток большого количества боевиков из Ирака повышает вероятность появления носителей радикальных методов \"Аль-Каиды\" в других горячих точках\", - отмечал в июле сего года российский специалист по исламскому экстремизму и кандидат политических наук Дмитрий Нечитайло, комментируя ситуацию на Северном Кавказе.

Еще в ноябре 2008-го глава МВД Дагестана Адильгерей Магомедтагиров заявил, что в районах к югу от столицы республики, отряды исламистов финансирует некий араб по кличке \"Доктор\", который остается недосягаемым для спецслужб. В марте текущего года тот же чиновник рапортовал об уничтожении в одном из указанных районов трех арабских боевиков. По словам президента Дагестана, в начале года группа арабских моджахедов была уничтожена и в центральной части республики, неподалеку от города Хасавюрт. Отряд состоял из граждан Иордании и Йемена. В марте суд Адыгеи вынес приговор молодому иорданцу, принимавшему участие в деятельности исламистов в Дагестане. А в мае Рамзан Кадыров объявил, что костяк вооруженных формирований в горах Чечни составляют именно арабы. Его ингушский коллега сообщил в начале июня о ликвидации одного из них на границе между двумя республиками.

Кстати, почти незаметно прошел суд над студентом из Палестинской автономии Савайфом Сафватом. Он учился на 4-м курсе факультета новых социальных технологий Майкопского государственного технологического университета (Адыгея). Оперативники республиканского управления ФСБ обнаружили в его жилище крупную партию боеприпасов. Суд состоялся в январе сего года.

Арабские командиры

Многолетняя война на Северном Кавказе, и участие в ней с 1995-96 годов иностранных моджахедов, породили целую плеяду известных арабских командиров-партизан. Благодаря множеству сайтов исламистского толка на английском и арабском языках, они получили известность не только и не столько в России, сколько в мусульманском мире и на Западе. Фактически эти люди стали символом новой генерации джихадистского движения - \"чеченских арабов\", продолживших традиции единомышленников, сражавшихся в 80-х в Афганистане, и в начале 90-х на Балканах.

Первым и самым известным предводителем иностранных моджахедов на Кавказе был саудовец Ибн аль-Хаттаб - один из последователей палестинского идеолога всемирного джихада, члена Ассоциации мусульманских братьев Абдаллы Аззама, погибшего в Афганистане в 1989 году.

Хаттаб руководил иностранными моджахедами в Чечне с конца 1995 до начала 2002. После его ликвидации, преемником стал другой выходец из Саудовской Аравии - Абу-Уалид. Он, в свою очередь, был уничтожен в апреле 2004-го. На смену ему пришел иорданец Абу-Хафс аль-Урдани, который также был ликвидирован - в ноябре 2006-го.

С тех пор предводителем иностранных моджахедов на Северном Кавказе является человек, известный под псевдонимами - Муханнад и Абу-Анас (по данным российских спецслужб его настоящее имя - Халед Юсеф Мухаммад аль-Элитат). Согласно лондонскому изданию на арабском языке \"Аль-Шарк аль-Аусат\", он родился приблизительно в 1971 году в одной из арабских монархий Персидского залива (скорее всего в ОАЭ). Однако российские спецслужбы считают его иорданцем, утверждая даже, что до 2006-го Муханнад служил в иорданской армии (достоверность данной информации вызывает сомнения, т.к. в интернете есть видеоролики начала 2000-х, снятые в Чечне, в которых мелькает этот персонаж). По сведениям \"Аль-Шарк аль-Аусат\", в Чечне Муханнад воюет с 1996 года, и входил в ближайшее окружение Ибн аль-Хаттаба. Российские спецслужбы называют этого араба \"правой рукой\" лидера кавказских моджахедов чеченца Доки Умарова и региональным представителем \"Аль-Каиды\". По их же данным, Муханнад \"отвечает за распределение средств между боевиками, действующими в Чечне и Ингушетии\" (\"Коммерсант\" 13.02.2008). И уже в июне сего года президент Чечни Рамзан Кадыров заявил, что этот полевой командир находится на Кавказе с 1995 года и является сотрудником одной из западных спецслужб.

Как и его предшественник, Муханнад не скрывает своей поддержки палестинских исламистов. В ходе израильской операции против вооруженных формирований ХАМАСа в секторе Газа (конец прошлого - начало текущего года), он огласил воззвание к \"нашим братьям в Газе и Палестине, достояно борющимся против сионистской оккупации, от наших славных моджахедов, сражающихся против русской оккупации Кавказа и Чечни\". Муханнад отмечал: \"Мы хотим заявить, что мы до конца с нашими палестинскими братьями. Мы готовы ко всяким действиям. Наши моджахедов, сражающиеся на Кавказе, возносят мольбы о победе палестинских братьев... Наши геройские братья-моджахеды с помощью Аллаха принесут победу и уничтожат сионистскую нечисть\".

Ближайшими соратниками Муханнада в руководстве иностранных моджахедов являются суданец Ясир аль-Судани и турок Абдулла аль-Турки. В ноябре 2006-го российские спецслужбы распространили информацию, что первый из них \"перебрался в Чечню в мае этого года\", будучи эмиссаром \"Аль-Каиды\". Однако в феврале 2007-го турецкий сайт Alkavkaz.com сообщил, что Ясир аль-Судани воюет в Чечне уже много лет, а ровно через месяц зам главы МВД РФ Аркадий Еделев назвал его одним из самых опасных \"иностранных наемников\" на Северном Кавказе. По сведениям опять же российских спецслужб, аль-Судани был заместителем Абу-Хафса аль-Урдани, и вместе с Абдуллой аль-Турки еще ранее входил в ближайшее окружение Ибн аль-Хаттаба.

Деньги \"чеченских арабов\"

На совещании Совета Безопасности РФ, проведенном 19 августа в Ставрополе президентом Медведевым в связи с обострением ситуации в Ингушетии, замминистра внутренних дел Еделев назвал одной из причин активизации исламистов - \"подпитку деньгами\" из-за рубежа.

В начале второй чеченской кампании в 1999-2000 годах ФСБ не раз оглашала информацию о спонсорах иностранных моджахедов на Кавказе из числа благотворительных фондов арабских стран, в первую очередь, монархий Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Бахрейн). Поэтому сосредоточимся на сведениях по этой тематике, относящихся ко второй половине текущего десятилетия.

В первой половине 2000-х источники финансирования исламистского подполья на Северном Кавказе существенно сократились. Это стало результатом ряда причин. Во-первых, российская армия и спецслужбы практически уничтожили инфраструктуру исламистов, сложившуюся в Чечне в 1996-99 годах. Были ликвидированы многие деятели джихадистского движения, через которых поступали средства от зарубежных спонсоров. Во-вторых, на нейтрализацию каналов финансирования северо-кавказских исламистов была нацелена и активность российских спецслужб на Ближнем Востоке. В-третьих, России удалось расширить сотрудничество с другими странами по этой проблеме, в частности заручиться поддержкой руководства арабских стран, в том числе Саудовской Аравии. И, в-четвертых, с началом операций союзников в Афганистане и Ираке в 2001 и 2003 годах основные ресурсы международного джихадистского движения были перенаправлены именно туда.

После ликвидации предводителя иностранных моджахедов на Кавказе Абу-Хафса аль-Урдани (ноябрь 2006 г.) ФСБ огласила в \"Российской газете\" выдержки из его финансовой отчетности. \"Абу-Хафс в неотправленных, но написанных посланиях неизвестным шейхам жаловался, что поток пожертвований от мусульманских общин Турции, Ближнего Востока и Европы на войну в Чечне сократился: спонсоры переориентировались на помощь моджахедам в Ираке\", - сообщало издание. Вместе с тем отмечалось, что \"финансовые поступления из-за рубежа в этом году, судя по записям, на январь 2006 года составили 200.000 долларов и 195.000 евро\".

Год спустя, в ноябре 2007-го, упоминавшийся выше духовный \"наставник\" моджахедов Анзор Астемиров писал: \"Кафирам было известно, что основным источником финансирования джихада в Чечне являются пожертвования мусульман Аравийского полуострова. Наши враги думали, что достаточно будет договориться с властями королевства о пресечении каналов поступления помощи и чеченский вопрос будет решен. Сначала Россия заключила договор с США о совместной борьбе против терроризма.

Затем, в Москву прибыл король Абду4лла (тогда он был наследным принцем, но уже фактически управлял страной), который подписал соглашение с Россией. Абдулла пообещал путину, что перекроет каналы финансирования чеченского джихада. Но отсутствие помощи из-за рубежа не остановило муджахидов. Многие отряды перешли на самофинансирование и перестали зависеть от заграничных пожертвований\".

В феврале 2008-го глава пресс-службы Внутренних Войск России Василий Панченков подчеркнул в интервью изданию \"Коммерсант\", что \"деньги боевики получают не через банк, их привозят сюда арабы\".

В июле того же года издающаяся в Лондоне арабская газета \"Аль-Хайят\", ссылаясь на собственные источники, отмечала: \"С недавних пор боевикам удалось восстановить каналы зарубежного финансирования, сократившегося после относительного успокоения обстановки в Чечне\". Источники этого издания подчеркивали: \"В последнее время благотворительные организации ряда арабских стран вкладывают большие деньги в Россию\".

И уже в январе сего года зам главы МВД РФ Аркадий Еделев заявил, что \"координация действий боевиков и их финансовая подпитка продолжают осуществляться из-за рубежа\".

При чем тут Израиль?!

В перспективе, свертывание присутствия союзников в Ираке наверняка будет способствовать еще большей переориентации международного джихадистского движения на Северный Кавказ. Вполне вероятно, что его лидеры попытаются использовать в своих интересах и продолжающееся соперничество России, США, ЕС и Китая на Южном Кавказе и в Центральной Азии. С другой стороны, наращивание поддержки северо-кавказских исламистов из стран Ближнего Востока, действительно будет сдерживаться активизацией России в этом регионе и ее позицией по арабо-израильской проблематике.

Вполне возможно, что определенные силы на Западе, в частности в секретных службах, будут пытаться использовать исламский фактор на Северном Кавказе, с целью \"сковать\" активность России в южном направлении, а также дискредитировать ее в глазах исламского мира. Тем более, подобная практика уже не раз имела место со стороны Великобритании и США: в 19 - начале 20 столетия на Кавказе и в Центральной Азии, в 80-х годах - в Афганистане, в 90-х - в Таджикистане и Чечне, а ныне используется против Китая в Синьцзян-Уйгурском автономном округе.

Однако попытки привязать к этой \"Большой игре\" Израиль - абсолютно абсурдны. Даже если бы он и хотел, то не смог бы задействовать джихадистское движение в своих интересах, поскольку для радикальных исламистов Еврейское государство - еще более заклятый враг, нежели Россия. Но дело не только в этом. Израиль просто не в состоянии проводить какую-то стратегическую линию на Северном Кавказе. Во-первых, израильские правящие круги зациклены на \"западном векторе\" внешней политики и особо не вникают в нюансы геополитики на постсоветском пространстве. В свою очередь, лучшие кадры спецслужб полностью заняты борьбой с палестинским террором, противостоянием ливанской \"Хизбалле\" и иранской разведке. Они практически не имеют квалифицированных специалистов по кавказской тематике. Данный регион их в принципе не интересует, поскольку находится далеко от Израиля и не представляет для безопасности государства реальной угрозы. При этом политическое руководство не в состоянии разработать какую-то последовательную стратегию на столь отдаленных рубежах - в силу ограниченности кругозора, отсутствия вообще любых долгосрочных концепций, а также чрезмерной занятости внутренними проблемами и переговорным процессом с арабами.

Те, кто говорят о вовлеченности Израиля в события на Северном Кавказе, имеют весьма слабое представление о базисных механизмах его внутренней и внешней политики. И, очевидно, что основанием для подобных заявлений служит не какая-то оперативная информация, а известные коспирологические теории о сионистском заговоре, получившие широкое распространение в академических кругах и силовых структурах России.