Договор о нападении
Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. Непосредственно ей предшествовал советско-германский договор о ненападении от 23 августа, больше известный как пакт Молотова-Риббентропа. А до него было торговое и кредитное соглашение между двумя странами от 19 августа. Установив дружественные отношения с Советским Союзом, нацистская Германия обезопасила себя от войны на два фронта, чего больше всего боялась, и решила вопрос со снабжением стратегическими материалами, в которых нуждалась. СССР кормил солдат вермахта хлебом вплоть до 22 июня 1941 года. 1 сентября 1939-го Гитлер напал на Польшу, а 17 сентября Польша получила удар со стороны Сталина, после чего перестала существовать как самостоятельное государство. Это событие союзники отметили совместным военным парадом в Бресте и подписанием 28 сентября договора о дружбе и границе, дружбе, \"скрепленной кровью\", как выразился Сталин в ответной телеграмме Гитлеру и Риббентропу, поздравившим его с 60-летием. Это факты - здесь ни убавить, ни прибавить, можно только представить их более подробно.
А далее можно сколько угодно - и вполне справедливо - обвинять Англию, Францию и менее влиятельные европейские страны в попустительстве нацистской Германии, которая отстраивала свой Третий рейх. Можно акцентировать внимание на мюнхенском сговоре. Можно вспоминать все другие соглашения, заключенные с Гитлером в 1930-е годы. Картина получится более полной, если начать с Версальского договора, сделавшего Германию изгоем в сообществе европейских государств и тем самым способствовавшего возрождению германского милитаризма в виде национал-социализма.
Но тогда надо признать и другой ряд фактов. В этом ряду вклад СССР в ремилитаризацию Германии. Политика Коминтерна и лично Сталина, немало способствовавшая приходу Гитлера к власти. Провокационная роль сталинских агентов и дипломатов, которые под прикрытием так называемой политики коллективной безопасности решали стратегическую задачу руководства СССР по стравливанию государств Европы, \"чтобы они подрались хорошенько\". Намеренная дезориентация европейских компартий в отношении к нацизму как самим пактом, так и инструкциями, последовавшими из советских посольств. И наконец, усиленная подготовка Советского Союза к войне.
Но вот какая получается история: как только дело доходит до вопроса о признании действительной роли СССР в развязывании Второй мировой войны, наступает ступор. Причем не только в России, но и в Европе и США. Парламентская ассамблея ОБСЕ в своей недавней резолюции отважилась лишь на то, что предложила объявить 23 августа \"общеевропейским днем памяти жертв сталинизма и нацизма во имя сохранения памяти о жертвах массовых депортаций и казней\". Тем самым даже спустя 70 лет она политкорректно ушла в сторону от того, чтобы обозначить свою позицию в ответе на кардинальный вопрос. Неприлично истерическая реакция официальных лиц и общественности России оказалась несоразмерна крайне осторожным формулировкам европейских парламентариев. Однако показательно единодушие вставших на защиту репутации сталинского режима и самого советского вождя. Одна из гневных статей так и называется - \"ОБСЕ против Сталина\".
Среди возмущенных откликов появились утверждения, будто бы резолюция провоцирует Россию на реабилитацию Сталина - иначе-де Победу отстоять не удастся.
В этой истерике проявилось сразу несколько принципиальных моментов. Во-первых, современные защитники Сталина, берущие на себя право выступать от имени России, думают не о миллионах погибших, среди которых наверняка есть их деды и отцы, а о тиране, с именем которого вошла в историю завоеванная ими победа. Во-вторых, именно с ним они (кто тайно, а кто явно) связывают идентичность современной России. И наконец, в этих криках два разных события - начало войны и победа - моментально смыкаются. Оказывается, что в представлениях о войне, которые десятилетиями формировались официальной пропагандой, всегда жил страх разоблачения действительной роли советского руководства в начале Второй мировой войны и возможного возмездия.
Поэтому как только заходит об этом речь, сразу же раздаются крики о том, что \"у нас хотят отнять нашу Победу\".
Зря вы так волнуетесь, господа-товарищи! Европейцы до сих пор даже в мыслях боятся посадить сталинское руководство на скамью подсудимых. Уже на Ялтинской конференции в феврале 1945 года, когда Сталин, Рузвельт и Черчилль делили послевоенную Европу, произошла фактическая легитимизация секретного дополнительного протокола к пакту Молотова-Риббентропа. А следующий шаг был сделан на Нюрнбергском процессе 1945-1946 годов. Судьями на этом процессе, как известно, были победители: по два представителя от Советского Союза, Великобритании, США и Франции. Обвинители - от тех же стран. Поэтому апелляция к нюрнбергскому суду не снимает вопроса об исторической ответственности за развязывание Второй мировой войны.
Нельзя сказать, что в 1945-м, когда решался вопрос о трибунале, не нашлось никого, кто бы выступил против его тенденциозности. Если бы судьями и обвинителями на Нюрнбергском процессе были не сталинские юристы - генералы Иона Никитченко и Роман Руденко, а представители нейтральных государств, можно было бы надеяться, что трибунал рассмотрит не только вину нацистской Германии, но и всю историю скатывания Европы к войне, включая провокационную роль сталинского руководства, стремившегося к развязыванию войны в Европе в надежде на \"расширение социалистического фронта силой оружия\".
Но получилось так, что историю кануна Второй мировой войны зачастую до сих пор пишут по сталинским лекалам. А уж о современной России и говорить не приходится. За последние 15 лет сформировано поколение историков, которые отстаивают даже не подновленную после ХХ съезда КПСС просталинскую концепцию, господствовавшую в советских исторических трудах до конца 1980-х годов, а оригинальную концепцию \"Краткого курса истории ВКП(б)\" конца 1930-х - начала 1950-х. Появляются труды, авторы которых доказывают, что не было никакого секретного дополнительного протокола к пакту Молотова-Риббентропа - точь-в-точь по методичке 1948 года \"Фальсификаторы истории\", написанной в ответ на вышедший в США сборник немецких дипломатических документов, среди которых был и этот знаменитый протокол.
Однако российские историки из \"наших\" во всем верят Сталину на слово. Если в 1936 году вождь сказал американскому журналисту Рою Говарду, что у СССР никогда не было планов и намерений \"произвести мировую революцию\", значит, не было. А если в ноябре 1939 года он утверждает, что это \"не Германия напала на Францию и Англию, а Франция и Англия напали на Германию, взяв на себя ответственность за нынешнюю войну\", то это всего лишь искусный политтехнологический ход.
Ну, а если подсчитать трофеи двух агрессоров на конец 1940 года? Получается, что под властью Германии оказались Австрия, большая часть Чехословакии, западная часть Польши, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия, Франция. А в составе СССР - восточная часть Польши (Западная Украина и Западная Белоруссия), часть Финляндии, Литва, Латвия, Эстония, Бессарабия и Северная Буковина. Результаты, как видим, вполне сопоставимы.
Как ни накручивай политику вокруг событий 70-летней давности, мировую войну тогда развязали нацистская Германия и сталинский Советский Союз. Правда, Сталин в итоге переиграл Гитлера. Последний вошел в историю не только как единственный зачинщик войны, но и как воплощение мирового зла. А Сталин - как победитель нацизма, хотя под советской оккупацией оказалась половина Европы. То, что жертвой его политических провокаций стала собственная страна, никак не сказалось на его власти. Наоборот, она только окрепла. И современная Россия до сих пор находится во власти сталинских интерпретаций начала войны. Надежда лишь на крота Истории, который роет медленно, но верно.
Комментарии
1. Правительство СССР и Германское правительство устанавливают в качестве границы между обоюдными государственными интересами на территории бывшего Польского государства линию, которая нанесена на прилагаемую при сем карту и более подробно будет описана в дополнительном протоколе.
4. Правительство СССР и Германское правительство рассматривают вышеприведенное переустройство как надежный фундамент для дальнейшего развития дружественных отношений между своими народами.
Так что - никаких случайностей и вынужденности. Процесс развивался по желанию обеих сторон.
То, что потом не поделили - это другое...
Англия выделяла огромные кредиты на перевооружение и кормление армии Германии,так что мы на этом еще хорошо заработали.
А пакт Молотова-Риббентропа был заключен с Германией Сов.Союзом последними среди европейцев! Начали поляки в 34-м.
У мадам совсем нет желания почитать историю вопроса,о котором она пишет,поэтому и статья бестолковая.
давайте вместе поприкалываемся над молотовым и риббентропом
И хватит гнать на СТАЛИНА - ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ ПРАВИТЕЛЬ РОССИИ - КОТОРЫЙ ДУМАЛ О РОССИИ, а остальные могут лаять в коментах
2. Если автор признаёт факт соглашений с Гитлером не только со стороны СССР, но и, к примеру, Великобритании, которые подобным же образом послужили ступенькой к войне и сдали Гитлеру, например, часть Чехосовакии, то не было бы естественным ей предложить ОБСЕ осудить подобным же образом и Мюнхенский сговор? Но этот момент автор "почему-то" забывает. Стараясь, видимо, быть "абсолютно непредвзятой".
3. Что вдруг побудило ОБСЕ обратиться к истории 70-летней давности? Какие-такие насущные проблемы в Европе думает она решить апеллируя к тем событиям? Или ОБСЕ являет собой исторический факультет какого-нибудь университета? Да и автор об этом ничего не упомянула.
Скажите, Автор, каких практических ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ результатов для России Вы предвидите от реализации упомянутой резолюции ОБСЕ?
Всё это наталкивет меня на мысль, что вся эта возня ни что иное, как очередная попытка "подвинуть" Россию. Ничего хорошего в ч ём я не вижу.
В связи с этим интересно...
Две родственные, человеконенавистнические идеологии любителей военных парадов.
Тут они еще вместе.
GULAG. Barbed wire
Знамена-побратимы
Совместный большевистско-нацистский военный парад состоялся 22.09.1939 г. в Бресте после раздела Польши русскими и немцами по пакту Молотова-Риббентроппа. Парад принимали комбриг С. Кривошеин и генерал Г. Гудериан.
Парад немецких и советских войск упоминается Гудерианом в мемуарах, вышедших на русском в 1998 году:
"Наше пребывание в Бресте закончилось прощальным парадом и церемонией с обменом флагами в присутствии комбрига Кривошеина"
Таким-хоть кол на голове теши, дай испоганить Родину и её историю. Смердяковщина в чистом виде-с.
А пленных поляков, которых немцы передали, НКВД – расстреляло.
"Будто вор приносил улов скупщику краденого." - непонятно, кто вор, а кто скупщик, но ведь имущество -то было не польское. Какого хрена Польша попёрла аж с захватом Киева на Сов. Россию? И не мы, а лорд Керзон предложил границу раздела, выбранную после поражения Польши.
"А пленных поляков, которых немцы передали, НКВД – расстреляло." -Если Вы поляк, то я Вам сочувствую, но расстреляли их немцы. И не только их, но ещё несколько миллионов поляков ( Вам их не жалко?). А если Вы -русский, то поплачьте над горькой и страшной участью около 80 тысяч пленных красноармейцев, замученных польскими властями в 1921-22 гг.
Я хоть и "русак", но к Польше ненависти никогда не испытывал( даже школьником пытался изучать польский язык, который весьма, на мой взгляд, красив). Польша в начале 17-го века упустила исторический шанс стать лидером славянского мира. Конечно, поводов для ненависти всегда можно найти - русским, и полякам. А нужно ли? Мы ведь все- люди.Но не все с этим согласны.
Что до Пакта- то если поставишь себя на место Сталина, как отвечающего за судьбу страны, то ничего другого и не оставалось.
Никакими \"союзниками\" мы не были, хотя нейтралитет был в первый период благожелательный. Ничего плохого в этом нет. Чего ради нам надо было залу...ться при весьма неготовой армии? Кто был за нас? Никто! Ведь пробовали в 1938 г. перед Мюнхеном соблюсти договор о помощи с чехами, отменили дембель, привели в боеготовность, эскадрильи ждали сигнала, и что?
А то , что чехословакам пригрозила Англия - \"только попробуйте принять помощь большевиков, не исключено, что мы выступим против вас рядом с Германией\". И все обязательства отпора-коту под хвост.
Вообще интересно, а что бы Вы сделали в тот исторический момент , будь Вы у руля государства?
57% по данным ВЦИОМ, но только данные надо расшифровать: 57% от тех, кто что-то знает или слышал о пакте. Из 100% опрошенных знают о пакте - 40%, что-то слышал - 27%, итого - 67%. Одобряют пакт 57% от 67% опрошенных, что составляет 38%. Там ещё много разных статистических "штучек", но это отдельная тема...
А, фрау Павлова? Чем не сюжет? И хозяевам понравится. Они ведь до сих пор не могут объяснить причину этой варварской акции.
А что же Польшу с Гитлером поделили. Она вся входила в состав Российской империи...
С Финляндией правда не получилось..
Иран, в ВОВ, по ходу захватили - тоже был в Российской Империи ???
А если, считать какая территория, куда входила, то можно далеко зайти..
Итальянцы, могут требовать территорию Римской империи, Греция - завоевания Александра Македонского, ну а Турки - Крым, в том числе...
Мир давно пришел к пониманию ценности человеческой жизни, а у нас по -прежнему общественное выше собственного.
Кажется не по теме? Две страны разделяли идеологию социализма, они довели ее до совершенства. Только одна оказалась победителем - другая побежденной. Гитлер говорил, что СССР и Германия одно и тоже. Сам факт договора о многом говорит, как и непримиримая вражда, появление свастик сегодня. Казалось бы, на территории бывшего СССР!
Тоталитаризм привел к войне, тоталитаризм здравствует и поныне. Печально, но большая часть страны поддерживает его и будет дальше поддерживать, искать врагов( американцев, грузин, украинцев), выбирать малокомпетентное руководство, бороться до крови за самое хороше и получать " как всегда"." Кто не делает правильных выводов из своей истории, тот обречен повторять ее снова и снова" кто-то из великих.
Вообще,до каких пор Ирины Павловы будут гадить на историю народа,жертвы которого даже не до конца определены?Ну вызывает у нее имя Сталина определенный страх,так ведь не зря.В годы Сталина за такие статьи можно было бы копать Беломорско-Балтийский и без права переписки.Слишком быстро забывает народ,откуда его корни.Или у госпожи автора нет наших корней,никто из ее родственников не сложил головы,а может быть,кто-то и встречал фашистов хлебом-солью?Иуда Вы,Ирина Павлова
Заключив пакт, Сталин выиграл битву за пространство и время, что стало одним из залогов нашей грядущей великой Победы в 1945-м. Если бы не было пакта Молотова-Риббентропа, Япония вступила в войну против нас, и мы из Сибири не смогли бы перебросить 5-6 классных дивизий, которые спасли Москву. Турция тоже, видимо, открыла бы свой фронт на Кавказе. Вот в чем геополитический смысл того стратегического решения, которое было принято в августе 1939 года.
Но скажите пожалуйста, а кому от этого хуже? Вот теоретически, обьединились РФ и Украина - стало хуже Ющенко или Медведеву и иже с ними. А нам то от этого разве станет хуже?
Разве стало хуже народам, которые без агрессии вошли в состав Российской Империи? А может это естественная потребность к перемешиванию генофонда или к большей безопасности, какая разница?
Если будем воевать, у нас чубы будут трещать. А если жить вместе, у политиков работы станет чуть меньше. Так ли плохи имперские амбиции, как о них говорят?
Я не верю в возможность восстановления СССР хоть в какой-либо малой степени. И скептически отношусь к идее славянского братства. Дружить - хорошо, но в братство не верю.
Под Германию попали самые промышленно развитые страны Европы, а под СССР вернулись самые захолустные земли Российской империи. Те значительно улучшили военно-промышленный потенциал Германии, а этих пришлось вытягивать из дремучей темноты, кормить, обучать грамоте...
Ну, и в чью пользу захват?
Я только думаю, что окажись англо-франко-советские переговоры в Москве более удачными, то никакого пакта Молотова-Рибентропа не было бы, но для Прибалтики это всё равно ничего не меняло. Просто в этом случае аннексия Прибалтики прошла бы с молчаливого (как минимум) согласия Англии, Франции и США. А в случае обострения обстановки и угрозой прямого захвата этих стран Германией, думаю, союзники потребовали бы от прибалтов уступок СССР в ультимативной форме.