Тайное в бюджете РФ стало явным
Итак, то, что еще пару дней назад было скрыто от «непосвященных» в бюджетный процесс стало явью. Действительно, через полтора месяца полностью сверстанный федеральный бюджет уже должен быть направлен в Думу, а четкого и внятно озвученного решения об отказе Правительства от повышения зарплаты бюджетникам не было. Хотя на деле принято оно было давно, месяц назад, как минимум. И вот, время пришло, дальше тянуть некуда. Как это часто случается, гонцом, принесшим плохие вести, стал не премьер-министр, который в действительности управляет всем бюджетным процессом, а вице-премьер Жуков. Именно на его долю выпало «счастье» озвучить столь непопулярное решение.
С одной стороны, ничего удивительного в таком решении нет: доходы бюджета будущего года вряд ли вырастут по сравнению с годом текущим; да и в нынешнем году каждый третий рубль государственных расходов финансируется за счет использования накопленных резервов; многие помнят, что одиннадцать лет назад, после августовского дефолта Правительство Примакова приняло такое же решение. С другой стороны, Правительство намерено в следующем году исполнить уже озвученные решения о повышении пенсий, на что из федерального бюджета потребуется 700 млрд.рублей (7% его расходов). То есть пенсии будут повышены, а вот зарплаты учителям, врачам, военным и чиновникам - нет.
Получается, что протеста со стороны бюджетников власть не опасается, а вот пенсионеры - настоящая угроза стабильности.
Из опыта \"лихих\" 90-х могу предположить, что постепенно это решение будет размываться. Первыми \"в атаку\" пойдут сотрудники ФСО, которые наиболее всех приближены к телам. Будут потихоньку зудеть, шептать, что цены растут, что зарплаты не хватает, неплохо было бы пересмотреть такое решение. И, наконец, выйдет абсолютно тайное решение (Указ или Постановление), которое исправит такую несправедливость. Но всё тайное станет явным, и вслед за ФСО на приступ бюджетных окопов пойдут ФСБ, МВД, МЧС и далее все силовые структуры по списку. Надо отдать должное армии - она в такое наступление пойдет последней, ведь должен кто-то Родину защищать.
На самом деле, похоже, что ни Минфин, ни Правительство уже не в состоянии предложить целостную и системную бюджетную политику в условиях кризиса. Минфин дает указания министерствам о сокращении бюджетной сети и расходов, а министерства в ответ присылают в Минфин вдвое увеличенные бюджетные заявки. Понятно, что в условиях вертикали власти, всегда найдется человек, которому придется принимать окончательное решение. Но ... не известно кого он послушает последним перед тем, как его принять.
Комментарии