Небо, самолет…

На модерации Отложенный

Эта заметка не про небо и не про самолет. Она про землю и про дачи. Есть такая народная примета у автомобилистов: никогда не сталкивайся с машиной с черными номерами. Военный автомобиль – и поэтому, что бы там ни было, никакой страховки, никакого возмещения ни в жисть не добьешься.

Есть другая примета: не дай бог, придется звонить в 01, 02 или 03. То есть лучше не болеть, не гореть и не попадать в «историю».

Невольными жертвами катастрофы «Русских витязей» стали жители товарищества «Сосны-2». Самолет упал на их участки. Есть люди серьезно пострадавшие, есть сгоревшие дома, уничтоженные участки, автомобили, не подлежащие восстановлению. «Счастье» свалилось на людей буквально с неба. И они сразу же поняли, каково это – жить в нашей благоустроенной стране. Беда может произойти где угодно, вопрос в том, как ликвидируются ее последствия. Когда после падения самолета полыхнуло сразу на нескольких участках, пожар нужно было тушить. Недалеко есть база МЧС. При желании оттуда можно даже вертолет поднять. Лету минута-две. Вертолеты не подняли. Потому что это – не территория МЧС и вообще не их дело, ведь есть простые, сухопутные пожарные.

Пожарные приехали на двух машинах. Приехали через 40 минут. В одной машине не было воды, в другой не работал насос. Откуда они 40 минут ехали? Почему воды не набрали, если, конечно, пилили на пожар не из Сахары? Когда узнали про неработающий насос и как они раньше с этим насосом работали? Воду стали брать на водокачке. Однако с ней договорились не сразу. Короче, пока все согласовали, тушить было уже нечего. Говорят, люди своими руками были готовы спасать имущество, но вокруг зоны падения уже поставили отцепление. Вот оцепление поставить успели. За 15 минут управились.

На следующий день замглавы района Бауэр сказал челнам товарищества «Сосны-2», что разгребать завалы они должны сами.

У садоводов денег куры не клюют – подумаешь, убрать гору кирпичей и железа за свой счет. Если ни дома, ни участка не осталось – надо же чем-то заниматься. Пускай мусор вывозят. Чтобы вывезти обломки все-таки приехал какой-то кран. Но неплохо бы еще и грузовик. Грузовика так до заката и не дождались.

Очевидно, что упавший с неба самолет – это не вина тех, на кого он упал. Этим людям должны заплатить какие-то деньги. По-хорошему говоря, им должны заплатить за все, что они потеряли. Но наши компенсации смехотворны. За погибших платят тысяч по сто. Рублей. О полной, рыночной компенсации и речи быть не может.

Но вот стали изучать страховой договор организаторов авиасалона, и оказалось, что все свои риски они застраховали на миллиард. И дело не в том, что даже один упавший самолет вряд ли стоил дешевле. Дело в том, что падение самолетов на жилые дома вообще никак не предусматривалось. Пищевые отравления предусмотрели, а авиакатастрофу на авиасалоне не предусмотрели. Сейчас говорят, что это – обычная практика. Что катастрофы в отдельном договоре прописывают. И где он, этот договор?

И еще говорят людям, мол, давайте как-нибудь сами проблему решайте. Сейчас выяснят, что и дома построены были как-то не так – в опасной зоне, и что частные страховки были какие-то не те у граждан. И что это – не в компетенции области, района, Минобороны. И что вообще «Сосны-2» на ничейной земле.

В таких катастрофах единственный плюс для пострадавших в том, что к их судьбе оказывается приковано всеобщее внимание. Но сейчас не тот момент. У нас в Назрани народу тьма положили. У нас ГЭС затопило, чуть второй Чернобыль не получили. Кто с дачниками разбираться станет.