СВР присоединилась к пакту Молотова-Риббентропа
На модерации
Отложенный
Заключение Советским Союзом договора с фашистской Германией о ненападении в августе 1939 года (пакт Молотова-Риббентропа) было для СССР в складывающихся обстоятельствах единственно доступной мерой самообороны - об этом свидетельствуют рассекреченные Службой внешней разведки (СВР) РФ документы.
\"Британское и французское правительство, подписав Мюнхенское соглашение 1938 года, сделали ставку на сговор с Гитлером. В августе 1939 года делегации этих стран сорвали Московские переговоры по созданию антигитлеровской коалиции\", - цитирует \"Интерфакс\" сообщение Бюро по связям с общественностью и СМИ СВР, распространенное в понедельник в связи с выходом сборника рассекреченных документов \"Прибалтика и геополитика\".
СВР сообщает, что материалы, добытые разведкой в 1935-1945 годах, освещают истинные намерения государственных деятелей ведущих стран Европы. Конфиденциальные записки внешнеполитических ведомств ведущих мировых держав вошедшие в сборник, позволяли политическому руководству СССР иметь абсолютно точное представление о подходах лидеров европейских стран и США к военно-стратегическим изменениям в предвоенной Европе.
\"Поэтому единственной доступной мерой самообороны для Советского Союза стало заключение договора с Германией о ненападении 23 августа 1939 года. Этот документ позволил предотвратить захват нацистами Прибалтики с последующим превращением ее в плацдарм для вторжения на советскую территорию\", - поясняет СВР.
Пакт Молотова-Риббентропа
Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (также известен как \"Пакт Молотова-Риббентропа\") - подписан 23 августа 1939 года. Договор подписали главы ведомств по иностранным делам: со стороны СССР - нарком по иностранным делам В.М. Молотов, со стороны Германии - министр иностранных дел И. фон Риббентроп.
К договору прилагался секретный дополнительный протокол о пределах сферы немецких интересов в Восточной Европе на случай \"территориально-политического переустройства\". 1 сентября 1939 года Германия оккупировала Польшу, а 17 сентября 1939 года СССР включил в свой состав ранее управляемые Польшей западные области Украины и Белоруссии, а впоследствии и страны восточного региона Балтийского моря.
Договор был подписан после продолжительного периода охлаждения советско-германских отношений, сворачивания двусторонних экономических связей и вооруженных конфликтов, в течение которых СССР противостоял гитлеровской коалиции в Испании и на Дальнем Востоке, и стал политической неожиданностью для третьих стран. Практически одновременно появились слухи о существовании дополнительных секретных договоренностей, текст которых был опубликован в 1948 году по фотокопиям, и в 1993 году - по \"вновь найденным подлинникам\".
Мюнхенский договор.
29 - 30 сентября 1938 года в Мюнхене состоялось совещание глав правительств Англии, Франции, Германии и Италии, созванное при активной поддержке США. Представители Чехословакии и СССР были устранены от участия в совещании. На нем была решена судьба Чехословакии. В результате часть территории была отдана под оккупацию Германии, Венгрии и Польше.
Англо-немецкий договор о ненападении был подписан на мюнхенской встрече в августе 1938 года. Франко-немецкий договор о ненападении был подписан в декабре 1938 года. Согласно Мюнхенскому договору Англия и Франция дали Германии добро на оккупацию Чехословакии и в марте 1939 года Чехия была оккупирована.
Вместе с Германией в оккупации Чехословакии участвовали Польша и Венгрия. Кроме того Польша добровольно взяла на себя защиту интересов Германии в Лиге Наций, которую Германия демонстративно покинула в 1933 году. Польша подписала с Германией декларацию о дружбе и ненападении 26 января 1934 года.
Как заявил на Нюрнбергском процессе фельдмаршал Вильгельм Кейтель, целью Мюнхенского соглашения было вытеснить Россию из Европы, выиграть время и завершить вооружение Германии.
Переговоры с Польшей, однако, не приводили к желательному для Гитлера результату; ситуация обострялась.
В этих условиях глава советского правительства Иосиф Сталин, выступая 10 марта 1939 года на XVIII съезде ВКП (б), в речи, получившей на Западе название \"речи о жареных каштанах\", обвинил англичан и французов в провокации войны и заявил о готовности к \"политике мира\" в отношении Германии, объявив главными задачами советской политики: 1. Проводить и впредь политику мира и укрепления деловых связей со всеми странами; 2. Не давать втянуть в конфликты нашу страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками.
Решение прекратить переговоры с Англией и Францией и заключить с Германией договор о ненападении было принято Сталиным и Молотовым. Стороны имели разные цели, заключая этот договор. Гитлер лихорадочно готовил нападение на Польшу и считал, что этот договор исключит для Германии угрозу войны на два фронта в Европе, поскольку Сталин, по его расчетам, заинтересован в захвате территорий бывшей Российской империи и будет стремиться получить такую возможность благодаря договору с Германией. Сталин рассматривал договор как шанс осуществить свои агрессивные намерения, избежав вооруженного конфликта, и возможность готовиться к военным действиям, которые неминуемо должны будут наступить.
20 августа 1939 года Гитлер, уже назначивший нападение на Польшу на 1 сентября, послал Сталину телеграмму, в которой настаивал на скорейшем заключении договора и просил принять не позднее 23 августа рейхсминистра иностранных дел для подписания как пакта о ненападении, так и дополнительного протокола. По договору, подписанному 23 августа 1939 года, стороны обязались все споры и конфликты между собой \"разрешать исключительно мирным путем в порядке дружеского обмена мнениями\".
Во второй статье договора говорилось, что \"в случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая договаривающаяся сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу\". Другими словами, СССР не будет помогать возможным жертвам агрессии фашистского рейха.
Договор имел \"секретный дополнительный протокол\" о разграничении \"сфер влияния\" в Восточной и Юго-Восточной Европе. Предусматривалось, что в случае войны Германии с Польшей немецкие войска могут продвинуться до так называемой \"линии Керзона\", остальная часть Польши, а также Финляндия, Эстония, Латвия и Бессарабия признавались \"сферой влияния\" СССР. А судьба Польши будет решена \"в порядке дружественного обоюдного согласия\".
Договор был ратифицирован Верховным Советом СССР через неделю после его подписания, причем от депутатов было скрыто наличие \"секретного дополнительного протокола\". На другой день после ратификации договора 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу.
СССР должен был в соответствии с договоренностями также ввести свои войска в Польшу, однако Молотов попросил небольшой отсрочки, заявив послу Германии в СССР В. Шуленбургу, что вследствие того, что Польша разваливается на куски, Советский Союз должен прийти на помощь украинцам и белорусам, которым \"угрожает\" Германия, что позволяло Советскому Союзу не выглядеть агрессором.
17 сентября 1939 года польскую границу пересекли части Красной Армии, и, таким образом, СССР по существу вступил во Вторую мировую войну в 1939 году, а не в 1941-м, как это всегда подчеркивал Сталин. Польша перестала существовать как государство.
Вопреки нормам международного права результаты ее разгрома были закреплены в новом договоре \"о дружбе и границе\", подписанном Молотовым и Риббентропом 28 сентября 1939 года. Договор изолировал СССР от сил, боровшихся против фашизма. На территории СССР была запрещена любая антифашистская пропаганда. У Германии и СССР появилась общая граница, и вопрос о нападении одного из партнеров по договору на другого стал вопросом времени.
С момента нападения гитлеровской Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года договор Молотова-Риббентропа утратил силу, так же как и все остальные договоренности между странами.
Комментарии
в дружбе и верности, когда же лгали, то прибавляли "да будет мне стыд-
но", и были наперед уверены, что "стыд глаза не выест". Таким образом
взаимно разорили они свои земли, взаимно надругались над своими женами и
девами и в то же время гордились тем, что радушны и гостеприимны.(это не я. Это
Салтыков-Щедрин)
Он знал, что Гитлер - враг и хотел избежать конфликта с ним. Мудрость!
Только почему-то в 1941 году нападение Гитлера явилось для него полной неожиданностью.
Забыл, наверное, что Гитлер - враг...
Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причем убито и ранено более двухсот человек.
Это неслыханное нападение на нашу страну является беспримерным в истории цивилизованных народов вероломством. Нападение на нашу страну произведено, несмотря на то, что между СССР и Германией заключен договор о ненападении и Советское правительство со всей добросовестностью выполняло все условия этого договора.
Вероломство. То есть мы верили Гитлеру, как родному, а он нашу веру-таки поломал. Вот какой коварный злодей, а мы ему верили.... Детский сад и только.
Тот же договор, то есть взаимные обязательства сторон.
Если одна сторона договора немножно обманывает другую - как сейчас принято говорить - кидает, то это входит в понятия игры. Всякий, заключающий договор должен предполагать возможность его нарушения другой стороной (как и своей). Как это случилось с договором СССР-Япония от апреля 1941 года. Кстати, тут эмоций почему-то нет совсем.
А слово "вероломный" подразумевает наличие веры во что-то. И наличие действия, оную веру поломавшее. Не слишком ли круто замешано?
Сталин верил Гитлеру?
Это даже не смешно.
Цели были ужасные, средства их достижения - того хуже, но весь процесс всегда был под контролем и ежедневно проверялся. Случайностям места не было.
А информацию отец народов получал из многих независимых источников, многие из которых и понятия не имели о существовании других.
Жаль архивов не оставил, отец усатый, было бы чему поучиться.
Результат мы все хорошо знаем... А вот истинных его планов на отношение с Германией мы не узнаем никогда, тут Вы правы абсолютно.