Театральный процесс в Ташкенте
На модерации
Отложенный
Театральная жизнь Узбекистана богата и насыщена: только в Ташкенте работает около 15 разножанровых театров. Самый яркий представитель нестандартного театрального течения, свободный \"островок\" - театр Марка Вайля \"Ильхом\". О развитии узбекского театрального искусства и о том, что сегодня интересно и актуально для зрителя, мы поговорим с исполняющим обязанности художественного руководителя театра Марка Вайля \"Ильхом\" Борисом Гафуровым.
Я могу сейчас сказать, что ничего принципиального за последние годы я не видел, к сожалению, на сцене наших театров. И для меня однозначно, что театральный процесс с уходом Марка Яковлевича Вайля в Ташкенте остановился. Потому что это был единственный человек, который находился в поиске: не в том уже найденном, традиционном, всеми понятном театре, а человек, который искал новые ощущения театра - новый воздух, новую эстетику, новые направления. Поэтому ни один спектакль из коллекции Марка Яковлевича, которые мы сейчас сохраняем, и это главная задача всех его учеников - сохранить, он не повторяется. Наверное, это была уникальность этого человека, и он был единственным для меня, по крайней мере, человеком, который двигал театральное искусство в нашем с вами любимом городе.
Слава Богу, актеры театра имели и имеют возможность наблюдать за мировым театральным процессом, так как мы часто принимаем участие в различных европейских фестивалях, гастролируем по Соединенным Штатам Америки, по Токио, и нам удается видеть, что же происходит с сегодняшним театром в мире. И этим, в основном, и питаемся, потому что там я вижу развитие, не всегда удачное, не всегда то, что тебя трогает и вдохновляет, но ты понимаешь, что там люди ищут.
А здесь такое ощущение, что что-то остановилось, что все идут по проторенной дорожке, боятся идти вправо-влево, ошибаться, обламываться, проваливаться.
Но это не есть театр, это не есть искусство. Культура-то богатая и веками складывающаяся, и тот пласт разнообразный культурный, который существовал в этом городе, который складывался, потому что сколько людей великих было, какая была школа после войны, сколько было имен, талантливых педагогов, которые сейчас уже запечатлены в истории. И, конечно, это не может рухнуть в один день.
Застой происходит не только у нас. Он происходит и в России, и в любом другом театре. Сейчас даже рассматривать то, что я вижу, когда бываю там: из десяти увиденных мной спектаклей, если я попаду на один, который откроет что-то новое во мне - это чудо. Потому что, к сожалению, искусство скатывается к коммерции, удовлетворению потребностей публики. Это, наверное, самое… может и не самое плохое, тоже не имею права так судить, но это то, чего бы мне лично, как творческому человеку не хотелось.
Я слышал, что в Русском драматическом театре, например, полные залы - то есть, люди-то ходят. Зачастую это не проблема театров, наверное. Зачастую это проблема самой жизни, обстоятельств, которые вокруг нас складываются. К сожалению, не до театра сейчас людям. Они заняты другими насущными вопросами: поиском денег, поиском работы, поиском смысла - но где они его ищут этот смысл, я тоже не пойму. Потому что, разговаривая с нашим зрителем, читая их комментарии, то, что они пишут на сайте, многие из них находят смысл здесь: придя в \"Ильхом\", они что-то для себя открывают, пишут о том, что у них появился смысл жизни.
А что нужно сейчас театру, какой должен быть театр, если бы я знал. Если бы я знал, было бы, наверное, намного легче, но никто не знает и никогда не знал. Если бы знали, что-то бы остановилось тогда.
Потому что это вечный поиск, поиск истины: где же оно - настоящее искусство, в чем оно и про что еще сегодня хочется говорить.
Комментарии