Вузы объявили охоту за \"золотыми головами\"

Горе от ума. Действие второе. В российских вузах - новая волна зачисления абитуриентов по результатам ЕГЭ. Те, кого не приняли сразу, имеют шанс попасть на места тех, кто передумал и унес документы в более престижный вуз.

Только если во время первой волны туго приходилось приемным комиссиям - поступающие просто завалили их заявлениями, то теперь с проблемами сталкиваются будущие студенты. Чтобы «застолбить» за собой самых умных выпускников, вузы буквально берут их в заложники.

«Вот она - Агеева Юлия Викторовна», - только произнесено это с грустью, которая кажется совсем неуместной. Фамилия ребенка - в списке зачисленных. Но в семье Агеевых как раз на это и будут жаловаться с Рособрнадзор. Юлия из тех, кто покорила всё и сразу. Только выяснилось это не сразу - во второй волне. Вуз, зачисливший ее в первой волне, просто не хотел упустить многобальную абитуриентку. Взяли в заложники аттестат. Ее бы рады видеть и в МГУ, но вряд ли удастся.

«Мне сказали, что сегодня документы вообще нельзя получить, в крайнем случае - завтра. А в другом вузе ждут уже сегодня, до 17 часов. Получается ситуация, что можно пролететь везде совершенно», - сокрушается Юлия Агеева. К этому все и идет. Из первого вуза Юлю уже отчисляют, ведь она сама настояла. А во втором вышли сроки, прием аттестатов окончен.

Чтобы удержать абитуриентов, вузы, особенно те, что считаются не самыми престижными, в этом году идут на невероятные ухищрения. Ребенок, поступив в первой волне, узнает, что по второй его готов принять другой университет, как раз тот, в котором хотелось учиться. А первый документы не отдает. Говорят: «Все, поздно. Вы уже сделали свой выбор. Мы вас зачислили». И непонятно, кто прав.

В бывшем Институте иностранных языков Мориса Тереза, где конкурс обычно как в театральном, с абитуриентами проблем не бывает. Только не в этом году. Вторая волна «уносит» самых умных. И этого решили не допустить. «Выпускают, но не впускают. И так на протяжение уже 3-4 дней.

После 12 они никого не выпускают», - рассказывают абитуриенты.

За закрытыми дверями воду абитуриентам родители передают через забор. Их уговаривают остаться. Соглашаются, конечно, не все. И тогда в приемной комиссии начинают искать аттестаты. «Ребенка вызвали. Целый час она там сидела. Отдать две бумажки - целый час. Все как на допросе. Как будто следователь говорит: \"Стойте. Сидите\". И ушла на сорок минут», - рассказывает Сергей Трофимов, отец абитуриентки.

Если учесть, что работают они всего два часа, и уже наступил последний день, когда по второй волне принимают документы, многие все же остались учиться в Мориса Терезы. Впрочем, ЕГЭ такое давление не предполагал. «Поступило инструктивное письмо министерства образования и науки с тем, чтобы в трехдневный срок отдавали подлинник документов. То есть наши абитуриенты имеют на это все юридические права», - комментирует ситуацию Валентина Иванова, председатель общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание».

Страстное желание Лингвистического университета привлечь студентов будут анализировать в министерстве образования. Ведь ЕГЭ должен давать, а не отбирать у абитуриентов возможность выбирать вуз. Впереди - третья волна. И кто-то еще захочет переложить свои документы. А всем ректорам объяснят, что препятствовать этому нельзя.

«Как сделать так, чтобы те недостатки, которые есть в сегодняшней системе ЕГЭ, были устранены? Нужно подумать. Это можно сделать, но возвращаться к спискам нельзя. Списки ректоров, списки деканов - всему этому нужно положить конец», - убежден Николай Кропачев, ректор Санкт-Петербургского государственного университета.

ЕГЭ с этой своей задачей справляется. Среди студентов столичных вузов все больше иногородних. Разве что в следующем году им запретят покорять сразу всю столицу. Нужно будет определиться с предпочтениями. А предпочтений, по подсчетам Рособрнадзора, должно быть не больше пяти.